Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»

18.11.2022 г. - 16.04.2023 г.
Шереметевский дворец
Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»

Выставка посвящена венецианскому мифу, сотворенному Серебряным веком посредством сопоставления двух феноменов: венецианского сеттеченто и русского Серебряного века. Казанова и Дягилев – два воплощения стилей, венецианского и петербургского. Арлекины и Коломбины Сапунова, Судейкина, Сомова, акварели Бенуа, Бакста и Головина – все это создает обольстительный облик эпохи 1910-х годов, когда маска и маскарад стали непременным атрибутом театра и жизни. В вихре маскарада кружатся действующие лица этой выставки-спектакля – Михаил Кузмин, Ольга Глебова-Судейкина, Александр Блок, Всеволод Мейерхольд и другие персонажи «Поэмы без героя»…

Название выставки отсылает к одной из самых известных фьяб сказок для театра итальянского драматурга Карло Гоцци. Поэтому сама экспозиция устроена как драма в четырех актах. В первой части, «Венеция в Петербурге Серебряного века», зрители увидят основные мотивы: карнавал «веницейской жизни», а также театральность и чувственность, которыми она пронизана. Второй акт, «Арлекины Серебряного века», посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. Из третьего акта, «Езда в остров любви», можно узнать о феномене жизнетворчества деятелей Серебряного века. Заключительный акт «Маскарад. Время закатов» — трагический финал эпохи, который предсказал в своем спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова Всеволод Мейерхольд — премьера в Александринском театре состоялась в вечер Февральского переворота.

 

Кураторы выставки: Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица.

 

Участники выставки: Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, ГЦТМ им. Бахрушина, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и др. (всего 20 музеев и частных коллекций).

Государственный Эрмитаж предоставил на выставку работы венецианцев Луки Карлевариса, учителя знаменитого Каналетто, и Пьетро Лонги, которых почти нет в музеях России. Из Третьяковской галереи приедут работы «трех С» Серебряного века – Н. Сапунова, С. Судейкина и К. Сомова. Русский музей принимает участие в экспозиции с известными полотнами — портретом Мейерхольда кисти Б. Григорьева и «Ужином» Леона Бакста. Государственный исторический музей предоставил уникальный портрет Казановы в молодости, написанный его братом.

Зрители смогут увидеть уникальный экспонат из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства — полный костюм Коломбины с атласными башмачками, который сшила по эскизу Сергея Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, ее саму называли Коломбиной Серебряного века.

Гости выставки также увидят работы из частных коллекций. Среди них: портрет юного Дягилева кисти Константина Сомова из коллекции Алексея Савинова, картина Сергея Судейкина «Моя жизнь. Привал комедиантов» из собрания Валерия Дудакова, а также композиция «Мейерхольд, уходящий в ночь» из коллекции Дмитрия Чуковского, созданная учеником Мейерхольда В. Дмитриевым незадолго до смерти режиссера.

 

Подробнее о выставке можно узнать на сайте Музея театрального и музыкального искусства.

Генеральный спонсор выставки: Банк ВТБ (ПАО).

 

Фотографии Ирины Смирновой.

 

Монтаж выставки «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»