Гид по Фестивалю 2021

XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» 2021

В ноябре 2021 года в Санкт-Петербурге пройдет XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.»

 4 ноября мы откроем наш фестиваль программой L.A.D., включающей в себя четыре хореографических опуса на музыку Леонида Десятникова в исполнении солистов УралОпера балета (Екатеринбургского театра оперы и балета): «Три тихие пьесы» (хор. Максим Петров), «Безупречная ошибка» (хор. Максим Севагин), «Праздник уходящих» (хор. Андрей Кайдановский), «Дар» (хор. Вячеслав Самодуров).

L.A.D. 

 

L.A.D. —посвящение Леониду Десятникову, выдающемуся современному композитору, чью музыку часто относят к постмодернизму и «новой простоте». Новые балеты на музыку Десятникова, ранее не предназначавшуюся для танца, ставят четыре российских хореографа: Максим Петров (танцовщик и хореограф Мариинского театра, участник мастерской «Dance-платформа» в Урал Опере), Андрей Кайдановский (лауреат международных танцевальных премий, выпустивший в последние годы несколько громких премьер в Москве), Максим Севагин (солист балетной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) и Вячеслав Самодуров (главный хореограф УралОпера Балета).

Музыкальный руководитель постановки — Алексей Гориболь, пианист и продюсер, постоянный исполнитель музыки Десятникова.

Сценография и костюмы – Мария Трегубова, Татьяна Вьюшинская и Мелани Фрост.

Совместная постановка театра «Урал Опера Балет», фонда M.ART и продюсерского агентства JokerLab

4 ноября, чтв, 20:00

ТЮЗ им. Брянцева

 


 

8 ноября на сцене Театра Музыкальной комедии будет представлена балетная программа Postscript. Продюсерская компания MuzArts подготовила вечер современной хореографии, включающий в себя работы таких балетных мэтров, как Уэйн МакГрегор, Сиди Ларби Шеркауи, Алексей Ратманский, Пол Лайтфут и Соль Леон.

POSTSCRIPT. Программа компании Muzart в исполнении солистов Большого театра

***

Открывает программу «МакГрегор+Мюглер» — коллаборация двух визионеров от искусства из мира танца и высокой моды. Знаменитый хореограф Уэйн Макгрегор и легендарный кутюрье Манфред Тьерри Мюглер создали дуэт специально для примы Большого театра Ольги Смирновой (ее партнером станет премьер Большого театра Денис Савин)

«Хореография МакГрегора местами учитывает специфику костюмов Мюглера, поэтому там, где мы двигаемся в масках, пластика более графична, в свою очередь и Мюглер модернизировал костюмы под полной пластической свободы»,

 – Ольга СМИРНОВА о балете «МакГрегор + Мюглер»

«Манфред Тьерри Мюглер – не только настоящая икона моды, но и невероятный соавтор. Процесс взаимного обмена идеями, энергией и кредитом доверия в этом новом творческом приключении принес мне настоящее наслаждение. Он открыл новые перспективы для нас обоих. Работа в результате получилась неожиданная, экстремальная и трансформативная».

– Уэйн МАКГРЕГОР, хореограф-постановщик и режиссер, о балете «МакГрегор + Мюглер»

Фантастические наряды Тьерри Мюглера любили носить такие яркие и неординарные личности, как Дэвид Боуи, Мелин Фармер, Синди Лопер, Мадонна, Леди Гага. Наделив танцоров рептилоидной кожей, гривами-ирокезами, лицами-масками и облачив их в зеркально сияющие латы, Мюглер обращается к одной из своих любимых тем – блистательному образу амазонки с роскошной фигурой, способной с одинаковой легкостью соблазнить мужчину и взорвать галактику.

Саундтрек к балету — современная электронная музыка, созданная американским композитором Холли Херндон с использованием искусственного интеллекта, а также неоклассическая фортепианная электроника немецкого композитора Нильса Фрама.

 

***

«Фавн» — балет, созданный хореографом Сиди Ларби Шеркауи к столетию «Русских сезонов» и являющийся своеобразным ремейком знаменитого балета Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» на одноименное сочинение Клода Дебюсси. Версия Нижинского основывалась на изображениях на греческих вазах, его хореография была откровенно двухмерной, классической по стилю, но в то же время она оказалась довольно смелой для своего времени – не в последнюю очередь благодаря подспудному сексуально-эротическому контексту наивных игр двух мифологически-прототипичных персонажей на сцене. Шеркауи в своей интерпретации отталкивается от предпосылки, что по своей сути Фавн – наполовину животное и наполовину человек, поэтому и движения его Фавна – еще более «дикие» и интуитивно-беззаботные. Взаимодействие фавна и нимфы на сцене – абсолютно невинно внешне, но внутри наполнено сексуальным напряжением хореографии Нижинского, и, хотя в своей игривости они подобны детям, в то же время они, словно древние духи, наполнены архетипической архаичностью.

Чтобы приблизить музыку к современности, отдалив ее от культурного контекста времен Дебюсси, Шеркауи попросил композитора Нитина Сони́ разорвать композицию Дебюсси вставкой на другом музыкальном языке, практически незаметно для слушателя переходя от одного стиля к другому и из века – в век. Автор костюмов Хусейн Чалаян в облачении этих двух сказочных существ сумел соединить природную органичность и естественность с чем-то искусственно-синтетическим и ненатуральным. Они становятся такими же вечными архетипами, как и создания настоящего.

***

«Воспоминание о дорогом месте» — балет для двух танцовщиков и двух балерин, поставленный Алексеем Ратманским в 2012 году на одноименный опус Петра Чайковского в оркестровке Александра Глазунова. Исполнители номера — звезды Большого театра Екатерина Крысанова, Якопо Тисси, Ольга Смирнова и Артемий Беляков.

***

Завершит программу балет «Постскрипт» хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон на знаменитую музыку Филипа Гласса. Это одно из наиболее сложных произведений, созданных авторами – как по хореографии, так и по эмоциональному наполнению.

8 ноября, пнд, 20:00

Театр Музыкальной комедии

 


Фестиваль продолжает серию партнерских выставок совместно с Музеем театрального и музыкального искусства.

Выставка «Пять искушений Иоганна Фауста» – откроется в Шереметевском дворце показом перформанса «Протофауст» Инженерного театра АХЕ.

Актуальность вечного фаустовского сюжета сегодня, когда вопросы морали и этики становятся главенствующими и в искусстве, и в науке, — бесспорна. Неоднозначность фигуры д. Фауста, гениальность и глубина музыкальных произведений, созданных на основе литературных сочинений И. Шписа, И. В. Гете, Т. Манна — все это послужило катализатором к воплощению идеи выставочного проекта, который мы представим в Полярном флигеле Шереметевского дворца.

Выставка познакомит посетителей с воплощениями фаустовской темы в искусстве и радикально противоположными трактовками этого сложного сюжета. Возможно самой сложной, но в то же время и самой увлекательной задачей выставки будет демонстрация того, как в своей музыке композиторы претворяли легендарные образы Фауста, Мефистофеля, Маргариты.

На экспозиции, наряду с экспонатами Музея театрального и музыкального искусства, будут представлены предметы из собрания Московского института музыки им. А.Г. Шнитке, Белгородского художественного музея, Музея-заповедника «Павловск», Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Музея истории религии, Музея Академии художеств и частных коллекций.

Предполагается экспонировать костюмы из перформанса Андрея Бартенева «Фауст» (1998), рисунки Максима Исаева, выполненные им во время постановки одной из редакций спектакля «Фауст» в Инженерном театре АХЕ, а также видеозапись спектакля «Faust. Labor» (2019) и другие арт-объекты.

В течение пяти дней после открытия выставки в Оружейном зале Шереметевского дворца будет идти спектакль «ПРОТОФауст». В парадные интерьеры дворца будет интегрировано алхимическое действо Инженерного театра АХЕ.

Один из залов выставки «Пять искушений Фауста» будет отведен под инсталляцию «Путешествие доктора Фауста в ад и обратно» и серию эскизов Максима Исаева к комиксу «Собственноручное посмертное сочинение доктора Иоганна Фауста». Кроме того, в различных локациях пространства главного корпуса Шереметевского дворца разместятся объекты Николая Хамова.

10 ноября, втр

Шереметевский дворец – филиал СПб ГБУК

«Санкт-Петербургский государственный

 музей театрального и музыкального искусства»


 

 

 В рамках IX Санкт-Петербургского международного культурного форума Фестиваль представит российскую премьеру нового спектакля Анжелена Прельжокажа – «Лебединое озеро», у истоков создания которого стоит наш фестиваль.

Гастроли проходят при поддержке Французского института в рамках специальной программы Франции — страны-гостя IX Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Спектакль будет показан на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» дважды – 11 и 12 ноября. Важно, что именно Санкт-Петербург становится первым городом, представляющим России новое творение франзузского хореографа за пределами Европы.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. Балет Анжелена ПрельжокажаАнжелен Прельжокаж – самая яркая звезда в плеяде хореографов, появившихся во Франции в конце XX века, признанный современный классик.
Труппа Прельжокажа существует более 30 лет, а его балеты входят в репертуар ведущих балетных трупп мира: Ла Скала, Нью-Йорк Сити Балета, балета Парижской оперы, Мариинского и Большого театров. Спустя годы после создания балетов «Ромео и Джульетта» и «Белоснежка» (российская премьера состоялась на Фестивале «Дягилев. P.S.» в 2011 году) Анжелен Прельжокаж вновь обращается к крупной форме сюжетного балета.

Хореограф сохраняет оригинальную фабулу истории о красавице, превращённой в лебедя, однако вносит в сюжет ряд изменений – например, существенно расширяет роль родителей Зигфрида, отца-тирана, злоупотребляющего своей властью, и матери, которая в этой трактовке предстаёт практически прустовской героиней. Куда более многогранным и неоднозначным станет и образ Рогбарта – не только всесильного колдуна, но и хитроумного, предприимчивого дельца, словно пришедшего в сказочный мир «Лебединого озера» прямиком из нашего века.

Классическую музыку Чайковского Прельжокаж в свойственной ему манере сочетает с современными ритмами, а также с другими произведениями великого композитора – скрипичными концертами, симфониями, увертюрами. А вот хореография, конечно же, будет полностью оригинальной: по словам самого Прельжокажа, «лучший способ отдать дань уважения Мариусу Петипа – это, опираясь на его великое наследие, заново изобрести некоторые вещи».

Костюмы к балету «Лебединое озеро» созданы русским модельером Игорем Чапуриным.

«К «Лебединому озеру» он подошел с рациональным вопросом: о чем эта засмотренная до дыр балетная сказка может рассказать нам сегодня. Ответ нашелся на поверхности — то есть в названии. Ни лебедей, ни озер будущие поколения рискуют не увидеть, если люди не изменят свое потребительское отношение к природе. Под этим экологическим углом Прельжокаж и переписал либретто …»,

Мария Сидельникова, Газета «Коммерсантъ» 

11 ноября, чтв, 19:00

12 ноября, птн, 19:00

Театр-фестиваль «Балтийский дом»


 

 Продолжит программу Фестиваля российская премьера уникальной программы «ДИАЛОГИ» на сцене Александринского театра. Это вечер звездных дуэтов, поставленных лучшими современными хореографами мира: Матс Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Эммой Портнер, Сашей Вальц и Кристал Пайт. Исполняют программу ведущие солисты трупп хореографов и приглашенные танцовщики Королевского балета Швеции и Национального балета Норвегии. Продюсер программы – Productions Internationales Albert Sarfati.

Программа вечера состоит из шести хореографических опусов: «Джульетта и Ромео» (хореограф Матс Эк, исполняют Энтони Ломульо и Марико Кида, Королевский балет Швеции), «14’20”» (хореограф Иржи Килиан, исполняют солисты Национального балета Норвегии), «Б/олеро» (хореограф Охад Нахарин, исполняют солисты компании «Батшева»), «Impromptu n°3» (хореограф Саша Вальц, исполняют солисты труппы Саши Вальц), «Islands» (хореограф Эмма Портнер) и новая постановка хореографа Кристал Пайт в исполнении солистов Компании «Kidd Pivot».

Фестиваль «Дягилев. P.S.» дает возможность гостям фестиваля увидеть эту программу первыми в мире, до ее премьеры в Париже в декабре 2021 года.

16 ноября, втр, 20:00

Национальный драматический театр России

(Александринский театр)

 


21 ноября в Шереметевском дворце мы покажем музыкальный спектакль «Дягилев. Последние дни». Сцены из жизни Сергея Дягилева и Миси Серт. Премьера состоялась в 2020 году. Вокруг разговоров Дягилева и Серт, их общих шуток, ссор и воспоминаний режиссёр Роман Габриа выстроил свой спектакль.. Роль Сергея Дягилева в этом музыкальном спектакле-воспоминании исполняет Михаил Николаев, артист Театра на Васильевском и лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а в образе Миси Серт предстанет знаменитая пианистка Полина Осетинская. Бах, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Григ, Шопен – репертуар Миси Серт прозвучит в ее исполнении в Шереметевском дворце.

ДИАЛОГИ. Вечер с Матс Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Шерон Эяль, Сашей Вальц и Кристал Пайт

21 ноября,

Шереметевский дворец – филиал СПб ГБУК

«Санкт-Петербургский государственный

 музей театрального и музыкального искусства»


 

Также в рамках Фестиваля пройдет выставка живописных работ Владимира Васильева – легендарного премьера Большого театра, известного, помимо прочего, своим художественным и поэтическим творчеством. В экспозицию войдут самые разные картины – портреты, пейзажи, натюрморты и интерьеры, – созданные Владимиром Викторовичем в последние полгода, в условиях пандемии и изоляции. Откроется выставка концертом фортепьянной музыки в исполнении Юлии Стадлер.

3 ноября, срд – 5 декабря, вск

Шереметевский дворец – филиал СПб ГБУК

«Санкт-Петербургский государственный

 музей театрального и музыкального искусства»


Фестиваль «Дягилев P.S.» проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Министерства культуры Российской Федерации.