Гид по Фестивалю 2024

Пятнадцатый сезон международного фестиваля «Дягилев P.S.» состоится в Санкт-Петербурге с 6 ноября по 12 декабря 2024 года при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга.

 

Фестиваль «Дягилев P.S»  в этом году откроется спектаклем «Отель» китайской труппы «Студия Ли Син» хореографов Ли Син и Ли Чжао.

Гостиница — это место, где ты живёшь временно, в анонимном, не предназначенном для тебя пространстве. И в то же время она может стать домом — как когда-то жил в отелях Дягилев. Китайский хореограф и танцовщик Ли Син однажды провёл почти весь год в разъездах и жил в своей квартире в Пекине всего 23 дня из 365. Из этого опыта родилась идея «Отеля» — спектакля, в котором скрещиваются судьбы 7 персонажей. 

Завораживающий мир гостиницы создал художник Ёхэй Танэда. Кинолюбители знают его как человека, который придумал визуальное решение нескольких фильмов Квентина Тарантино — «Убить Билла» и «Омерзительной восьмерки». Том Виссер, главный художник по свету Нидерландского театра танца и художник по свету «Отеля», создавал спектакли для ведущих мировых хореографов и танцевальных компаний: среди них Кристал Пайт, Александр Экман, Эдвард Клюг, и такие компании как NDT, Королевский балет в Лондоне, Парижская Опера и т.д.

«В «Отеле» много историй — моих собственных и не только. Возможно, они перекликаются и с историями из вашей жизни? Ведь нас, проживающих разные жизни, часто затрагивают одни и те же вещи, но интерпретируем мы их по-разному. В этом для меня состоит самая интригующая часть того, что я называю театральной работой: каждый зритель по-своему воспринимает и трактует ту или иную часть спектакля в зависимости от своего жизненного опыта.»

Ли Син

6 ноября

Театр-фестиваль Балтийский дом

 

Программу фестиваля продолжит концерт «Музыкальный мир Мейерхольда» на сцене Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии, которая выступает в этом концерте главным партнером фестиваля. Концерт посвящен 150-летию со дня рождения великого реформатора мирового театра Всеволода Мейерхольда. 

В первом, фортепианном, отделении  будут исполнены произведения любимых композиторов Мейерхольда, чья музыка использовалась им в знаменитых постановках драматических спектаклей: сонаты Людвига ван Бетховена, Ференца Листа, произведения Франца Шуберта, Сергея Прокофьева. Музыка из спектаклей «Горе уму» (1928), «Учитель Бубус» (1924), «Последний решительный» (1931) и др. 

Второе отделение — вокально-симфоническое. Прозвучат арии из опер, постановки которых в свое время осуществил реформатор оперной режиссуры Мейерхольд в Императорском Мариинском театре. 

Альбина Шагимуратова и солисты Мариинского и Большого театров исполнят арии из опер «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей и Эвридика» Глюка  и «Соловей» Стравинского. 

Завершат концерт арии из «Пиковой дамы» Чайковского в исполнении Ивана Гынгазова  и авангардная музыка Шостаковича к спектаклю Мейерхольда «Клоп». 

8 ноября

Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии

 

Премьера Урал Балета в Петербурге: «Сказки Перро» будут исполнены на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова. Сценарий написали руководитель Урал Балета Максим Петров и его помощник Богдан Королёк. Из десяти сказок Шарля Перро выбраны четыре: «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Над балетом в трех частях работали три хореографа — Максим Петров, Александр Меркушев, Константин Хлебников — и три композитора — Настасья Хрущёва, Алексей Боловлёнков и Дмитрий Мазуров. Художник-постановщик балета Юлиана Лайкова, свет Константина Бинкина. 

«В сказках мне была важна телесность. Сюжет может быть сколь угодно интересным, но совершенно непригодным для танца. Наши сказки с точки зрения тела суперподходящие. Маленький мальчик, Людоед, Кот в сапогах – образы, которые интересно решать пластически, их всех объединяет неформатная телесность, инаковость. Эти сюжеты дают большую пищу воображению» 

Максим Петров для журнала «Музыкальная жизнь»

12 ноября

Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова

 

Традиционный фестивальный паблик-ток в этом году пройдет в сотрудничестве с Союзом композиторов России. Вместе с руководителями российских музыкальных театров, продюсерами, балетными критиками, хореографами и композиторами мы обсудим совместную работу хореографов и композиторов над спектаклем: в чем особенность музыки для хореографов, с каким трудностями и тем и другим приходится сталкиваться. Также участники дискуссии расскажут о премьерных постановках прошедшего сезона (2023/24 год), где музыка была заказана театрами. 

По результатам встречи будут сформированы тезисы для совместной лаборатории Союза композиторов и фестиваля «Дягилев P.S.» в 2025 году.

Благодаря будущему проекту российские композиторы смогут активнее сотрудничать с ведущими хореографами страны, а созданные в рамках лаборатории произведения могут быть исполнены на концертных площадках Санкт-Петербурга в рамках следующего фестиваля.

13 ноября, 18 00

Гранд-отель Мойка 22

 

Еще больше работ российских хореографов будет представлено на «Вечере современной хореографии» на сцене Александринского театра. В исполнении артистов известных танцевальных трупп (МАМТа, Балета Москва и других) мы увидим фрагменты постановок Максима Севагина, Ксении Тернавской, Юрия Посохова, Константина Семенова — яркие имена современного хореографического ландшафта страны представят на одной сцене спектакли, созданные для разных театров, в единой программе, подготовленной специально для зрителей «Дягилев P.S.».

В программу вечера включены фрагменты из нескольких самых громких премьер последнего сезона, а также эксклюзивные хореографические опусы, не входящие в текущий репертуар ни одного из театров. 

В качестве особого подарка зрителям нашего фестиваля будет показан фрагмент одной из будущих театральных премьер сезона 2024/2025. 

18 ноября

Александринский театр

 

В год 150-летия Всеволода Мейерхольда один из лейтмотивов фестиваля – обращение к личности и творчеству Мастера — продолжит выставка «Казус Мейерхольда» Музея театрального и музыкального искусства. Отправной точкой при выработке концепции стали собственные слова Мейерхольда: «Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!»

Его неразрывная связь с городом Петра подтверждается тем, что мотивы и сюжеты, сформировавшие творчество и судьбу режиссера, коренятся в петербургской почве и имеют петербургскую окраску. Центральное место на выставке займет спектакль «Ревизор» поставленный Мейерхольдом в соответствии с замыслом Гоголя как предвестие Страшного суда. Главная пьеса русской драматургии стала главным творением Мейерхольда, формулой его творческой судьбы. «Творческую башню» нового здания своего театра он предполагал украсить мозаиками по мотивам «Ревизора». Часть сохранившихся мозаик и эскизы к ним впервые будут представлены на выставке. Главные партнеры выставкиМузей Академии художеств, Мозаичная мастерская Российской академии художеств, а также Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Центральный государственный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственный музей-заповедник «Петергоф».

20 ноября 2024 г. 13 апреля 2025 г.

Музей театрального и музыкального искусства

 

Российской премьерой станет и постановка «Ночь. Архитектура бессонницы» испанской танцевальной компании Рафаэллы Караско. Хореограф и режиссер Рафаэла Карраско и драматург и поэт Альваро Тато продолжают процесс сотворчества. В их новой работе — «Ночь. Архитектура бессонницы» — музыка и танец фламенко достигают нового уровня исследования и познания. В «Балтийском доме» зрители увидят традиционный  фламенко в сочетании с современным танцем. Звуковое сопровождение спектакля дополнено записанной музыкой, живым пением фламенко и декламацией стихов о ночи, иллюстрирует различное настроение и эмоции. 

В 2023 Рафаэлла Караско получила Premio Nacional de DanzaНациональную Премию в области танца (высшая награда Испании в области танца, которая вручается лучшему хореографу и лучшему танцовщику любого жанра раз в год), с 2013 по 2016 она руководила Национальным балетом Андалусии.

«Вдохновением для создания спектакля, конечно, послужила традиция фламенко. Но не только. Важную роль сыграла поэзия, воспевающая ночь и ее метафоры: от испанской народной песенной традиции до авторов эпохи барокко — Лопе де Вега и Луиса де Гонгора, от поэтов-мистиков, таких как Сан-Хуан де ла Крус и Сор Хуана Инес де ла Крус, до поэтов-романтиков, символистов и модернистов — Густаво А. Беккер, Антонио Мачадо, Розалия де Кастро, Хуан Рамон Хименес.»

Альваро Тато

21 ноября 

Театр-фестиваль «Балтийский дом»

 

Цель фестиваля Дягилев P.S. — это показ и анализ преломления творческого наследия Сергея Дягилева в ХХI веке. Именно в этом контексте фестиваль рассматривает петербургскую премьеру балета «Литургия». Этот уникальный спектакль, сочиненный композитором Сергеем Ахуновым, станет одним из ключевых событий фестиваля. Хореография Ольги Цветковой в исполнении артистов Танцевальной компании «Каннон Данс» из Санкт-Петербурга, невероятное звучание московского оркестра современной музыки OpensoundOrchestra (дирижер Станислав Малышев) и вокального ансамбля INTRADA, сочетают древнерусское строчное пение, аллюзии на музыку Стравинского и элементы театрального перформанса. 

В истории дягилевской антрепризы балет «Литургия» — несостоявшаяся постановка Леонида Мясина (1915-1917) в рамках знаменитых «Русских сезонов», известная в первую очередь, эскизами костюмов работы Натальи Гончаровой. Балет изначально строился в стиле византийский мозаики без использования музыки, а после был передан Игорю Стравинскому с целью создания музыкального полотна. Но тот за работу не взялся и идея не была реализована.

«Эта постановка не является балетом в традиционном смысле слова. Это, скорее, действо, в которое помимо танцоров включаются другие участники, находящиеся на сцене. И главная задача не воссоздание православной церковной литургии, а отображение её красоты и глубинных смыслов посредством музыки и танца.»

Сергей Ахунов

25 ноября 

Александринский театр

 

Минувшее столетие оказалось очень щедрым на яркие композиторские имена. Среди тех, кого по достоинству можно причислить к классикам ХХ века – Валерий Гаврилин, которому в 2024 году исполнилось бы 85 лет. В честь этого юбилея Фестиваль представит программу «Вокальный театр Валерия Гаврилина» на сцене Академической Капеллы. Валерий Гаврилин принадлежал к категории очень хрупких, ранимых русских художников, совершенно в духе знаменитого изречения его любимого Гейне: «Мир раскололся и трещина прошла через сердце поэта». 

Идея проекта принадлежит неоднократному участнику программ Фестиваля, пианисту Алексею Гориболю. Вокальные циклы Гаврилина не только прекрасны по музыке, но и очень театральны. Именно поэтому к их исполнению привлечены певицы, обладающие незаурядным актерским дарованием. По содержанию, форме вокальный цикл «Русская тетрадь» близок к моноопере и это особенно ярко проявляется в интерпретации солистки Михайловского театра Олеси Петровой. Контраст состояний, «актерскость» интонаций, разговорные реплики, мелодекламации, объемные «оркестровые» эпизоды фортепианной партии сообщают театральность и вокальному циклу «Вечерок», который исполнят солистка МАМТ Наталья Петрожицкая и Олеся Петрова. Пьесы из фортепианного цикла Гаврилина «Настроения» в исполнении Алексея Гориболя и пианиста, лауреата международных конкурсов Павла Коновалова, станут смысловыми музыкальными интерлюдиями в драматургии вокального вечера.

12 декабря

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

 

Наши страницы в социальных сетях

https://t.me/diaghilev_ps

https://vk.com/diaghilevps