Гид по Фестивалю 2021

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

XII Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» 2021

С художественным руководителем фестиваля Натальей Метелицей беседует Наталья Сиверина


Какая в этом сезоне внутренняя драматургия фестиваля, обычно объявляется определенная тема, вокруг чего строится программа 2021?

 – Тему, или если хотите, посвящение, подсказывает нам время. Но не всегда находится юбилейная дата или тема, которая нас волнует, например, в этом году такой нет. Зато принцип отбора спектаклей и программ у нас всегда один и тот же. Мы отталкиваемся и от концепции, и от лица фестиваля, которое мы, правда, обрели не сразу. Еще в 2009 году мы сами не осознавали, что такое «Дягилев P. S.», к 2011 году пришло понимание: для нас во главе угла хореограф и хореография, и наша главная задача – познакомить публику с разнообразием современной хореографии. Не только с ее изменчивостью, но и преемственностью, ведь XXI век вырос не на пустом месте. Ему предшествовали все предыдущие поколения. Не важно, какой язык сложился у МакГрегора или Прельжокажа, все они прекрасно обучались классическому танцу, это то, с чего начинает любой новатор. Это первое. Второе: нам очень важно качество исполнения, как правило, мы стараемся, чтобы это были перфектные исполнители. Отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что программа 2021 отвечает нашей традиционной схеме: хореограф, мастерство исполнения, участие музея.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО. Балет Анжелена Прельжокажа

Для выставки вы выбрали довольно неожиданную тему: «Пять искушений Иоганна Фауста». Как это будет воплощено в экспозиции?

Действительно, в прошлом 2020 году была выставка, посвященная дягилевскому кругу, что более понятно. Кстати, год был никакой не юбилейный, но так сложились, что нам удалось именно в 2020 году, как и планировали, привезти полноценную художественную выставку, хотя начинали мы работать над ней еще в 2018. Гордимся, что пандемия не внесла свои безжалостные коррективы: это был колоссальный труд – привезти картины из 26 коллекций России и Европы. И совсем недавно наша выставка «В круге Дягилевом» получила «Золотой Софит» – это единственный прецедент, когда высшая театральная премия впервые была вручена музейному проекту.

А в этом году выставочный проект музея – «Пять искушений Иоганна Фауста». Это пять музыкальных интерпретаций сюжета Гёте «Фауст»: Листа, Берлиоза, Гуно, Бойто и Шнитке. Как всегда, выставка будет в нашем традиционном месте – в Шереметевском дворце. Чем она интересна? Казалось бы, Фауст – тема для избранных интеллектуалов, а на самом-то деле она про каждого из нас. И чем дальше развивается цивилизация, даже не развивается, а стремительно мчится, в нашу жизнь проникает искусственный разум как вызов природе, вызов Богу, вызов дьяволу, тем ближе каждый из нас к вопросам, поднятым в «Фаусте». Поэтому для нас было важно раскрыть эту тему для широкой публики. Как это будет устроено: основной блок выставки, ее музыкальный пласт, а также живопись и графика, а затем постскриптум, который будет заключаться в прямом общении с посетителями. Для чего будут устроены специальные небольшие пространства-кабинки, там посетитель сможет также услышать обращенные лично к нему слова самых разных людей, которым тема небезразлична, от студентов Александра Сокурова до ученых, занимающихся проблемами мозга, от священника до рэпера. Привлечен еще Инженерный театр АХЕ, будет играться их спектакль-инсталляция «ПротоФауст». Среди участников выставки композитор Владимир Раннев и художник Андрей Бартенев со своим перформансом «Фауст». То есть художественная ткань проекта будет максимально разнообразной, что созвучно с основным блоком выставки, ведь каждый из композиторов трактует тему по-разному: для Берлиоза – осуждение, для Листа наоборот восхищение, Шнитке считал, что у каждого художника должен быть свой «Фауст».

 

В программе этого года стоят спектакли, которые должны были состояться в 2020 году.

 – На этот год перенеслись наши «долги» с прошлого года, в частности, юбилейный вечер Леонида Десятникова. В этом году не юбилей, но это неважно, мы каждый год могли бы посвящать вечер Десятникову, он фигура мирового масштаба и, что нам важно, носитель культурного кода Петербурга, он разнообразен и глубок и при этом привлекателен и для неподготовленного зрителя, потому что удивительный мелодист, что редкость среди современных композиторов. В программе вечера одноактные балеты на музыку Десятникова. Отмечу отдельно, что музыка написана не для балета, а преимущественно для кино и театра. Одноактные балеты, поставленные хореографами Вячеславом Самодуровым, Максимом Петровым, Андреем Кайдановским и Максимом Севагиным, все очень разные по творческой манере. Что это такое, рассказывать не хочу. Премьера прошла в Екатеринбурге только в октябре, но не сомневаюсь, что будет интересно, тем более, что композиционно все это выстроил Алексей Гориболь, а музыка Десятникова прекрасна.

Кстати, меткое выражение критика Татьяны Кузнецовой «Хореографы всех стран, соединяйтесь», сказанное об одном из наших предыдущих фестивалей, как нельзя лучше подойдет этому году. В программе шестнадцать хореографов. С некоторыми наши зрители хорошо знакомы, например, с Анжеленом Прельжокажем. Мы опять же покажем «долг», творение 2020 года. Это премьера – «Лебединое озеро», и, что важно подчеркнуть, идея спектакля зародилась буквально на фестивале, мы начали с ним говорить об этом еще в 2017 году. И когда я впервые предложила ему «Лебединое» у него было полное непонимание и отторжение. Всех пугает большая форма, сегодня осилить трехактный балет не каждый сможет. Да уже и во второй половине ХХ века осталось пять-шесть имен, которые справлялись с большой формой, на сегодняшний день, наверное, Ноймайер, Прельжокаж, Матс Эк и Эйфман могут справиться с такой задачей, хотя, справедливости ради, нельзя не упомянуть, что недавно Акрам Хан сделал двухактную «Жизель». Я с нетерпение жду «Лебединое озеро» Прельжокажа, потому что убеждала его, как могла, в конце концов, тема черного и белого, как столкновения двух стихий – это абсолютно его тема. В 2018 году он привез на гала Петипа свой опус Ghost (Привидение), и стало понятно, что он приступил к размышлениям над концепцией. Но сразу скажу тем, кто видел Ghost, в результате балет получился совершенно другим. Но уверена, что даже адепты классического «Лебединого озера» будут удовлетворены, спектакль очень эмоциональный, переполнен чувствами и страстями.

Что бы вы выделили в программе «Диалоги»?

Идея программы «Диалоги» родилась в агентстве Productions Internationales Albert Sarfati. Это старейшее и очень известное агентство, которое возникло в конце 1940-х годов, и, например, организовывало все турне Большого театра в Европе, а позднее европейское турне балета Бориса Эйфмана. Сейчас в агентстве уже второе поколение семьи, дочь Альбера и Лили Сарфати – Вони управляет компанией. «Диалоги» – программа, идею которой, как мне кажется, подсказали Вони Сарфати в Национальном балете Норвегии. «Диалоги» технически – это дуэты, в программе шесть опусов, но, по сути, это именно диалоги, потому что мы увидим взгляд шести хореографов на то, как люди взаимодействуют друг с другом, именно сегодня, когда многое в этой жизни, от интернета и гаджетов до пандемии, разобщает. Сегодняшний мир и человек, как они коммуницируют – не новая, конечно, идея, но как никогда актуальная. Слово «общение» приобретает все более важное значение, театр – это форма общения, причем непосредственно через живую эмоцию, которой в жизни современного человека все меньше и меньше. Немножко уйду от вашего вопроса: пытаемся сейчас уговорить Анжелена Прельжокажа сделать антракт в «Лебедином озере» – балет длится один час пятьдесят минут, и у него идет без перерыва. Но для российской публики антракт – это все-таки не пятнадцать минут на чашку кофе, это возможность обсудить первые впечатления. Для нас антракт – часть фестивального формата «Дягилев P. S.», это важно, в том числе для медиа: телеканалы собирают первые впечатления у зрителей, и уже в антракте мы понимаем, что и как воспринимается; это важно и для тех, кто оказался на спектакле достаточно случайно, можно что-то послушать и сориентироваться. Наши антракты – своеобразная школа воспитания вкуса, и, конечно, возможность общаться.

Возвращаясь к «Диалогам»: в программе три хореографа-мужчины и три хореографа-женщины. «14’20”» Килиана мы привозили в Россию, это танцевала Сильви Гиллем в одной из наших программ на фестивале, «Болеро» Охада Нахарина – известная вещь, «Джульетта и Ромео» Матса Эка, громкая последняя премьера Королевского балета Швеции, не привозились к нам, «Impromptu n°3» Саши Вальц – новая работа, и две новейшие работы, которые совсем неизвестны, это опус «Animation» Кристал Пайт, специально сделанный для «Диалогов», и «Islands» Эммы Портнер. Хореографию Портнер в России не видели никогда, она училась в школе Алвина Эйли, работала в музыкальной индустрии и со стриминговыми сервисами, издание Paper (независимый журнал, издающийся в Нью-Йорке с 1984 года, посвященный моде, популярной культуре, ночной жизни, музыке, искусству и кино) в 2019 году включил ее в список 100 человек в мире, на которых стоит посмотреть. Еще процитирую Dance magazine, который пишет, что «любой, кто видел ее танец, ощутил неистовство, с которым она бросает свое тело, и, по-видимому, душу», и дальше делает вывод: «она меняет танцевальный мир». Я хочу отметить, что это художник новой формации, который существует совершенно в ином мире, нежели, например, Килиан. И это очень современный способ существования – проектный, список таких совместных проектов впечатляет, там значатся Apple, Netflix, Музей Гуггенхайма, Vogue, Jacobs Pillow, Норвежский национальный балет, Sony Studios и так далее.

POSTSCRIPT. Программа компании Muzart в исполнении солистов Большого театра

Лучшие исполнители, как вы отметили, одна из составляющих ДНК фестиваля, кого бы вы выделили особо?

– Должна сказать, что за-за пандемии мы сейчас очень ограничены в возможностях приглашать американские и канадские компании. И это не только проблема виз, дальних перелетов, больших гонораров. Труппы так долго были в простое, что артисты находятся в плохой форме и сами это признают. С Кристал Пайт прилетят двое артистов ее компании «Kidd Pivot», а опус Портнер будут танцевать артисты Национального балета Норвегии. Кстати, норвежскую труппу для Европы открыл именно наш фестиваль «Дягилев. P. S.». Это случилось в 2013 году. Мне хотелось показать Килиана, и я посмотрела, что на тот момент его танцевали только в Осло, и то это был старый спектакль «Солдатская месса». После того как мы их привезли в Петербург, их заметили другие страны и начали приглашать на гастроли. И еще хочу отметить, что мощное присутствие в Петербурге солистов Большого театра – это только на фестивале «Дягилев P. S.», и так последние десять лет. Мы начали в 2009 году, когда привезли «Русские сезоны» Ратманского, тогда танцевала еще не ставшая знаменитой Наташа Осипова. И Вадим Моисеевич Гаевский, гуру балетной критики, тогда сказал мне: обрати внимание, она будет звездой. Так и произошло.

В этом году агентство MuzArts Юрия Баранова представит программу Postsript с танцорами Большого. Мы уже в третий раз работаем с этим агентством, и нам нравится с ними сотрудничать, два раза мы привозили Светлану Захарову, а в этом году программа завязана на новую звезду Большого театра Ольгу Смирнову. Это фактически ее бенефисный вечер, из четырех опусов, она танцует в трех. Первый «МакГрегор + Мюглер» Уэйна МакГрегора поставлен для нее, премьера состоялась в Лондоне в 2019 году, всего один раз они станцевали это в Москве, критик Татьяна Кузнецова тогда сокрушалась: жаль, что это одноразовый спектакль, и его больше никто не увидит. Так вот, мы привезем, вы увидите. Postscript – блестящая программа с точки зрения состава исполнителей. Обратите внимание на Вячеслава Лопатина, это один из сильнейших танцоров в Европе на сегодняшний день, он будет танцевать «Фавна» Ларби Шеркауи. Кроме того, в «Диалогах» танцуют звезды Большого Екатерина Крысанова и Денис Савин.

Какие у команды фестиваля планы на 2022 год?

На следующий год исполняется 150 лет Дягилеву, но нам не хотелось бы предсказуемо делать полностью «дягилевскую» программу. Меня сейчас больше интересует период 1920-х годов, его деятельность и эксперименты с Пуленком, Сати, Набоковым и другими композиторами. Хотелось бы привезти версии «Парада» или «Бала», «Оды» или «Ланей». Я предложила Ларби Шеркауи подумать, например, про «Кошку» на музыку Анри Соге, небольшой балет, на двух исполнителей, который танцевали Спесивцева и Лифарь. Представитель Шеркауи обращался к нам с предложением, как в случае с «Автобиографией» МакГрегора, вложиться в новый спектакль, но предложенная им тема показалась мне не близкой. Посмотрим, как он отнесется к нашей идее. Если его заинтересует парафраз на любой балет «Ballets Russes» 1920-х, тогда мы, конечно, тоже примем участие в софинансировании.

Все усложняется еще и тем, что сейчас почти отсутствует новое в репертуаре. Пандемия сковала творческие планы, отбросила их назад. Наши переговоры с европейскими труппами два-три года назад потеряли свою актуальность. Поэтому все начинаем сначала.

ДИАЛОГИ. Вечер с Матс Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином, Шерон Эяль, Сашей Вальц и Кристал Пайт