Archive

XIV
Diaghilev. P.S. 2022
Programm 2022

2022 год — особый. Это год 150-летия со дня рождения Сергея Дягилева, основателя художественной группы «Мир искусства», продюсера легендарных «Русских сезонов» в Париже, руководителя антрепризы «Русский балет Дягилева», апологета русского искусства за рубежом.

8 ноября программу XIII Фестиваля «Дягилев. P.S.» откроет Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) со спектаклем «Дягилев. Сезоны» (премьера последнего сезона).
Более ста лет назад в Париже состоялись первые «Русские сезоны» гениального импресарио Сергея Дягилева. Спектакль «Дягилев. Сезоны» стремится передать творческий дух дягилевской антрепризы — артистов, музыкантов и художников, через балет открывших миру русское искусство.
Сюжет не воспроизводит буквально исторические события, а скорее раскрывает зрителям секреты и хитросплетения театрального закулисья талантливой труппы артистов. В балете появляется и сам Сергей Дягилев. Однако, спектакль все же остается фантазией на тему, а не иллюстрацией исторических фактов. Музыка в спектакле также избегает прямых аллюзий: в балете используются произведения Антонио Вивальди и Фредерика Шопена.
В спектакле «Дягилев. Сезоны» соединились разные стили хореографии и режиссерское решение, основанное на сочетании яркого визуального образа, создаваемого декорациями, костюмами и световой партитурой, а также динамичными метаморфозами мизансцен.

Автор идеи и режиссер-постановщик спектакля – Сергей Юнганс, хореограф-постановщик – Алексей Расторгуев (Пермь), дирижер-постановщик Николай Пикутский. Над сценографией работали художники Иван Мальгин и Елена Чиркова (Екатеринбург), художник по свету – Кирилл Хрущев (Екатеринбург).
В начале 2022 спектакль «Дягилев. Сезоны» был показан в туре по Уралу (Тюмень, Тобольск, Нижневартовск, Сургут, Ноябрьск, Муравленко) при поддержке Министерства культуры РФ.
Гастроли на Фестивале «Дягилев.P.S.» — первое появление на петербургской сцене труппы Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). Балет будет представлен под живую музыку в исполнении якутских и петербургский музыкантов.
Открытие Фестиваля и спектакль пройдут на одной из лучших театральных сцен города – БДТ им. Г.А. Товстоногова.

10 ноября на Новой сцене Александринского театра состоится премьера – театрализованная музыкальная программа «Бал-Маскарад», составленная из редко исполняемых произведений французских композиторов, сотрудничавших с «Ballets russes» Сергея Дягилева в 1920-е годы.

Автор вечера и музыкальный руководитель — заслуженный артист России Алексей Гориболь.
Исполнители: Надежда Павлова (сопрано, солистка Пермской оперы, заслуженная артистка РФ), Борис Пинхасович (баритон, солист Михайловского театра), Павел Коновалов (фортепиано), ансамбль солистов оркестра musicAeterna — музыкантов прославленного коллектива дирижера Теодора Курентзиса.

Хореограф Максим Севагин специально для этой программы создает новый опус и представит танцевальный дуэт, поставленный на музыку эксцентрика Эрика Сати для солистов МАМТ им. К. Станиславского и Вл.Немировича-Данченко.

16 ноября на главной сцене Александринского театра – балет «Приказ короля» в исполнении Урал Опера балет. В спектакле, который впервые пройдет в Санкт-Петербурге, занята вся труппа прославленного театра.
Либретто и хореография — Вячеслав Самодуров и Богдан Королек.
Хореография — Вячеслав Самодуров.

Название «Приказ короля» носит один из почти забытых балетов Мариуса Петипа — хореографа, который считается создателем классического русского балета, мастера пышных балетных феерий. Новый «Приказ» ничем не схож со старым: сценарий и хореография созданы вновь, музыку по заказу театра написал Анатолий Королёв, один из важнейших российских композиторов старшего поколения. Это эксперимент: применить рецепты конца XIX века к современному зрелищу, но ядро спектакля то же, что и в балетах прошлого — большие классические ансамбли на пуантах.
Название и сам спектакль обращают ко времени Людовика XIV и версальских балетов-маскарадов, в которых король-танцовщик участвовал лично и монаршей волей превратил балетное ремесло в высокое искусство. Сказочная история о капитане и заколдованной принцессе — только начало длинной цепи ассоциаций, повод прихотливой театральной фантазии, исходный пункт путешествия, совершить которое зрителям посчастливится на спектакле «Приказ короля».
Спектакль был удостоен российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (2020) в двух номинациях: «Балет – современный танец / лучшая работа балетмейстера-хореографа», а также «Балет / лучшая работа художника».

Следующим событием фестиваля станет открытие межмузейного выставочного проекта в партнерстве с Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства — выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева».
Выставка пройдет в Шереметевском дворце и будет посвящена сопоставлению двух феноменов: венецианского сеттеченто и русского Серебряного века.
Венеция занимает важнейшее место в культуре Петербурга. Амстердам и Венеция служили образцами при строительстве новой столицы Российской империи, ставшей символом русского европеизма. Хорошо налаженные связи с Венецией в XVIII веке постоянно расширялись: по приглашению императорского двора в Петербург приезжало множество венецианских художников, архитекторов, актеров, композиторов и музыкантов. Царица Анна Иоанновна специально отправила в Венецию агентов для найма труппы для театра, об этом упоминает Казанова. Считается, что первым, кто назвал Петербург «Северной Венецией», был Теофиль Готье, восхитившийся его архитектурой в книге «Путешествие в Россию» 1867 года. Метафора прижилась не сразу. Только с фигурой Дягилева, его культуртреггерской деятельностью, с образованием журнала и объединения «Мир искусства», связан резкий переворот в русском искусстве и формирование Серебряного века, как называют расцвет петербургской культуры начала XX столетия. В Серебряном веке метафора Готье была воскрешена и поднята на щит художниками «Мира искусства»: Бенуа, Сомовым, Бакстом, Добужинским и другими.

Огромную роль в русском восприятии всего сеттеченто играла «История моей жизни» Джакомо Казановы. Художники, близкие Дягилеву, постоянно обращаясь к темам, связанным с Венецией, наполняли венецианским духом изображения как современного Петербурга, так и русского XVIII века.

Всеволод Мейерхольд был страстным поклонником итальянского драматурга Карло Гоцци. Он основал журнал «Любовь к трем апельсинам», выходивший в 1914 – 1916 годах, ставший художественным манифестом современного театра. Его постановка драмы Лермонтова «Маскарад», состоявшаяся накануне буржуазной революции в феврале 1917 года, стала последней театральной премьерой Российской империи и Серебряного века.

К открытию выставки готовится театрализованный спектакль с участием артистов театра DEREVO, а также альбом-каталог с научными статьями и иллюстрациями.
Партнер фестиваля по организации выставки: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Кураторы выставки: Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица.
Участники выставки: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, ГЦТМ им. Бахрушина, Национальный музей музыки, Саратовский художественный музей, Музей Академии Художеств, Литературный музей им. Даля и др. музеи и частные коллекции (всего 20 коллекций).

Балетная программа Фестиваля закроется 19 ноября программой «Лабиринт» на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом». Этот новый проект — продолжение успешного сотрудничества Дягилев P.S. и московской продюсерской компании MuzArts: в 2019 году на сцене Александринского театра в рамках программы MODANSE Фестиваль представил спектакли «Габриэль Шанель» и «Как дыхание» со Светланой Захаровой в главных партиях, а в 2021 солисты Большого театра станцевали четыре опуса из программы POSTSCRIPT под живую музыку на сцене Театра музыкальной комедии.

В 4 одноактных балетах хореографии Юрия Посохова («Романтическая сюита»), Ольги Лабовкиной («Сияние»), Анны Щеклеиной («Нерв») выступят ведущие артисты балетной труппы Большого театра России: Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Денис Савин, Мария Виноградова, Алёна Ковалева, Ильдар Гайнутдинов, Виктория Брилева, Алексей Путинцев, Елизавета Кокорева, Артур Мкртчян, Анна Булукова, Александр Смольянинов.
За роялем – Андрей Коробейников.
Хедлайнер программы хореограф Патрик де Бана.
В своем спектакле он исследует судьбу творческой личности в обществе через древнегреческие образы: Минотавр и его различные alter ego, Пасифая, Ариадна. В основу балета положен древнегреческий миф о Минотавре, а также его интерпретация, предложенная в 1949 году аргентинским писателем Хулио Кортасаром в пьесе «Цари». В его трактовке Минотавр из монстра превращается в метафору гениальной личности. «Минотавр — поэт, он не похож на других, он совершенно свободен внутренне, однако внешне эта свобода превращается в бесконечный лабиринт собственного одиночества и отрешенности от повседневной жизни».
Балетмейстер согласен с трактовкой Кортасара. Драма разыгрывается между Минотавром, который одержим противоречивыми стремлениями, и Ариадной, которую влечет к Минотавру его незаурядность. Финал балета трагичен – Минотавр приносит себя в жертву, не желая обрекать Ариадну на существование в лабиринте.
Художник по костюмам – Игорь Чапурин.

XIII
Diaghilev. P.S. 2021
Program 2021

Центральное событие программы-2021 — премьера «Лебединого озера» Анжелена Прельжокажа. Спектакль, в котором известный сюжет вписан в современные реалии, в том числе в экологическую повестку, был придуман здесь же, в Санкт-Петербурге, в 2018 году. В российскую часть программы вошли два спектакля. Урал Балет (Екатеринбург) привез постановку «L.A.D.», в котором новые и современные хореографы представили свое видение музыки Леонида Десятникова. Вечер «POSTSCRIPT», который компания MuzArts сделала для балерины Ольги Смирновой, собрал вместе балеты Уэйна МакГрегора, Сиди Ларби Шеркауи, Алексея Ратманского и Соль Леон и Пола Лайфута — и показал их в исполнении ведущих солистов Большого театра. Вместо традиционного Гала Фестиваль опробовал новый формат: вечер «Диалоги» собрал новые и известные опусы Матса Эка, Кристал Пайт, Иржи Килиана, Охада Нахарина, Саши Вальц и Эммы Портнер.

XII
Diaghilev. P.S. 2020
Programme 2020

В 2020 году, когда многие фестивали и театры прервали работу из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, «Дягилев P. S.» состоялся — хотя и в усеченном формате. Основной «вес» сместился в сторону просветительской программы. Зрители узнали, как Дягилев доставал средства и как применить этот опыт сегодня (круглый стол «Дягилев и деньги»), почему импресарио можно назвать трендсеттером (дискуссия «Дягилев Главный законодатель эпохи») и о советском следе в истории «Русских балетов» (лекция Богдана Королька «Советские сезоны Дягилева»). Постоянная гостья Фестиваля, прима-балерина Светлана Захарова, вновь приехала в Санкт-Петербург с сольным вечером «Modanse». Важным событием стала выставка «В круге дягилевом. Пересечение судеб» — масштабное собрание портретов людей, в разные годы связанных с Дягилевым, и полномасштабный кураторский текст, рассказывающий историю импресарио, его окружения и творений.

XI
Diaghilev. P.S. 2019
Program 2019

Anniversary program of the Festival “Diaghilev. P.S. “. In 2019, the Festival program was dedicated to the 110th anniversary of the Russian Ballet Seasons.undefined

X
Diaghilev. P.S. 2018
Program 2018

IX Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» прошел в год 200-летия одной из важнейших фигур русского балета, Мариуса Петипа. Специальная балетная программа представила лучшие современные хореографические версии балетов Петипа XX-XXI веков в исполнении российских и зарубежных трупп. Программа открылась балетом «Баядерка. Пространство иллюзии» японской труппы Noism, возглавляемой учеником Мориса Бежара, Йо Канамори. Фестиваль выступил со-продюсером новой постановки одного из основных российских хореографов современного танца, Татьяны Багановой, руководителя екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» — «Девушка с фарфоровыми глазами» («Коппелия»). Национальный балет Норвегии показал балет «Epic Short», ироничное размышление об образе классической балерины в современном мире. Екатеринбургский театр оперы и балета привез уникальный проект, «Пахиту» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова, в которой сочетаются оммаж старинному балету, размышление о его природе и современная версия классической хореографии. Самобытную версию балета «Жизель» представила южноафриканская труппа Дады Масило «The Dance Factory» из Йоханнесбурга. Триумфальным завершением фестиваля стал гала-концерт «Петипа. Взгляд из XXI века».
В год юбилея Мариуса Петипа фестиваль издал энциклопедию его творчества «Петипа. Танцемания» на трех языках и в двух томах. В I томе рассказывается о балетах, созданных мастером, каждая постановка сопровождается «паспортом» с кратким содержанием балета, датой премьеры, именами создателей и первых исполнителей. II том назван «После Петипа» и посвящен бытованию хореографического наследия балетмейстера в XX-XXI веках.

IX
Diaghilev. P.S. 2017
Program 2017

Программа фестиваля «Дягилев. P.S.», прошедшего с 23 ноября по 1 декабря 2017 года на сценах театров Санкт-Петербурга.
С момента его основания в год столетия Дягилевских сезонов, фестиваль, по словам художественного руководителя Натальи Метелицы, исследует грани классического в современном. В 2017 году фестиваль впервые выступил в роли сопродюсера мировой премьеры балета, как и всегда, представил балетные премьеры, выставки, провел научную конференцию и общественные дискуссии.
В 2017 году фестиваль впервые выступил в роли сопродюсера мировой премьеры балета — «АвтоБИОграфия» Уэйна МакГрегора, как и всегда, представил балетные премьеры, выставки, провел научную конференцию и общественные дискуссии. Шедевр мирового кинематографа фильм «Нетерпимость» (1916) открыл программу фестиваля в сопровождении разговора Александра Сокурова и Теодора Курентзиса о нетерпимости и согласии, о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире. В Шереметевском дворце прошла «Импресарио. Траектория танца», посвященная танцевальным проектам импресарио Сергея Даниляна. В балетной программе были представлены «Коко Шанель» Йо Стремгрена (Норвегия) и Ульрике Кваде (Нидерланды), а также «AB3» и «Pas de Danse» труппы Norrdans (Швеция). Завершился фестиваль ярким выступлением труппы Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии).

VIII
Diaghilev. P.S. 2016
Program 2016

Ballets created by Maurice Béjart, choreography of Izadora Weiss, Slava Samodurov’s interpretation of Romeo and Juliet from Yekaterinburg, and Teodor Currentzis conducting musicAeterna orchestra, together formed the performance part of the program.
The intellectual component of the Festival was represented by the conference ‘In Diaghilev’s Circle’, four exhibitions, Images being the largest and dedicated to Russian avant-garde artists from Kazimir Malevich to Andrei Bartenev; and, finally, the Festival’s first toe was dipped in the waters of publishing — a newly discovered manuscript by Sergei Grigoriev, Diaghilev’s assistant and régisseur, which the original is today housed in the U. S. Library of Congress.

VII
Diaghilev. P.S. 2015
Program 2015

The Festival introduced — performing for the first time in St Petersburg — the two distinguished masters of dance, Akram Khan and Israel Galván, who performed their remarkable ‘dance duel’ “Torobaka”.
The legendary American company of Martha Graham was a further dance highlight of the Festival. Alongside them, that unique icon of modern choreography, Angelin Preljocaj, was celebrating the 30th anniversary of his company, Le Ballet Preljocaj, with us during the Festival.
The Festival featured Mozart’s opera “Don Giovanni” performed by MusicAeterna, under the direction of Maestro Theodor Currentzis.
Then the audience enjoyed a ‘Spanish evening’ at the St Petersburg Capella, with a performance given by the brothers of the exciting Moreno Gistain Piano Duo.
The three exhibitions dedicated to aspect of Theatre were in the program: “The Silver and Gold of the Queen of Spades”; a photographic exhibition of images by Eugenia Grandchamp des Raux inspired by Rudolf Nureyev’s magical “La Bayadère”; and exhibition of paintings and graphics by Sergei Sudeykin.

VI
Diaghilev. P.S. 2014
Program 2014

In 2014 as part of the UK-Russia Year of Culture, two British ballet companies appeared as special guests of the Festival with performances FAR (choreography by Wayne McGregor | Random Dance) and Sutra (choreography by Sidi Larbi Cherkaoui). Wayne McGregor’s choreography establishes its own unique and independent dance system. It has been described as the “higher mathematics” of modern choreography, bringing to it the latest scientific advances in the realm of the human body’s bio-rhythms. The participation of 17 monks from Shaolin Temple brings Kung Fu techniques into the heart of the choreography of Sutra, and combined with an extravagant set design by the outstanding modern sculptor Antony Gormley they make this ballet one of the most powerful and thought-provoking in the modern repertory.
The Festival gave a major focus to the Perm Academic Theatre of Opera and Ballet with concert performances conducted by Teodor Currentzis, and with the premieres of the Ballet Russes’ Heritage: ballets “The Jester” (Prokofiev / Miroshnichenko) and “Les Noces” (Stravinsky / Kylián).
The 110th anniversary of the birth of George Balanchine was celebrated with a photo exhibition by an eminent chronicler of New York City Ballet – American photographer Paul Kolnik.

V
Diaghilev. P.S. 2013
Program 2013

In 2013, an exhibition of onstage dresses and costumes for operas and ballets of the main Italian fashion houses Style on Stage. Art of Elegance was a sensation. The ballet programme emphasized the works of Kylián, who presented the Bavarian and the Norwegian National Ballet. “The Nights” by Angelin Preljocaj left no one indifferent. The chamber programme was devoted mainly to Igor Stravinsky, and it was successfully complemented by the American exhibition Russian Los Angeles in the Theater Museum. All this is not an exhaustive list of the main achievements of the Festival.

IV
Diaghilev. P.S. 2012
Program 2012

In 2012 the Festival was devoted to the great contemporary choreographer John Neumeier. In the programme of the Festival famous Neumeier’s ballet “The Lady of the Camellias” for the first time was performed in Saint-Petersburg. Also in the frames of the Festival audience could enjoy the splendid Gala concert. One of the main events of the festival programme was exhibition Vaslav Nijinsky and John Neumeier in The St.Petersburg State Museum of Theatre and Music.

III
Diaghilev. P.S. 2011
Program 2011

После перерыва длиной в год (в 2010 Фестиваль не проводился) стало понятно, что команда нашла важную и ранее не занятую нишу. Смотр ждали и зрители, и профессионалы, а с 2011 года он стал ежегодным.
Второй Фестиваль был посвящен музыке — звучавшей в постановках «Русского балета», и новой. В концепции сочетались два принципа, которым следовал С. П. Дягилев: открывать забытое прошлое и открывать зарождающееся будущее. В программу вошли вечер «Музыкальный диалог на рубеже веков», в котором были собраны сочинения композиторов Бориса Тищенко, Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, концерт барочной музыки оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса с участием Барбары Ханнинган, сопрано, известной своей смелостью и умением выступать в разных стилях. Музыка «проникла» и в выставочную афишу. Санкт-петербургский Музей театрального и музыкального искусства организовал выставку, посвященную Марии Каллас, ставшей символом оперного искусства во всем мире. Центром балетной афиши стал спектакль «Белоснежка» Анжелена Прельжокажа, который был показан в России впервые.

II
Diaghilev. P.S. 2009
Program 2009

Первый Фестиваль собрал все виды искусств, которые были представлены в деятельности «Русских сезонов». Сергей Дягилев начал покорение Европы с художественных выставок — в рамках программы прошли четыре выставки, посвященные как импресарио и его компании, так и сформировавшей его эпохе, Серебряному веку. Первые «Сезоны» начинались как оперное дело — «Дягилев P. S.» показал вечер «Посвящение Дягилеву». Антреприза сделала известными многих молодых артистов — в рамках Фестиваля выступили юные артисты из Академии им. Вагановой, наследующей Императорскому театральному училищу, откуда Дягилев брал кадры. Наконец, «Русский балет» знаменит в первую очередь как танцевальная компания — и смотр открыли гастроли «Гамбург балета». Их руководитель, Джон Ноймайер, известен особым отношением, которое питает к Дягилеву. Хореограф является страстным поклонником и миссионером творчества С. П. Дягилева в Европе, а как автор он много лет ведет диалог с произведениями и фигурами, связанными с «Русским балетом».