Архив

XII
Дягилев. P.S. 2020
Программа 2020

В 2020 году, когда многие фестивали и театры прервали работу из-за ограничений, связанных с распространением COVID-19, «Дягилев P. S.» состоялся — хотя и в усеченном формате. Основной «вес» сместился в сторону просветительской программы. Зрители узнали, как Дягилев доставал средства и как применить этот опыт сегодня (круглый стол «Дягилев и деньги»), почему импресарио можно назвать трендсеттером (дискуссия «Дягилев Главный законодатель эпохи») и о советском следе в истории «Русских балетов» (лекция Богдана Королька «Советские сезоны Дягилева»). Постоянная гостья Фестиваля, прима-балерина Светлана Захарова, вновь приехала в Санкт-Петербург с сольным вечером «Modanse». Важным событием стала выставка «В круге дягилевом. Пересечение судеб» — масштабное собрание портретов людей, в разные годы связанных с Дягилевым, и полномасштабный кураторский текст, рассказывающий историю импресарио, его окружения и творений.

XI
Дягилев. P.S. 2019
Программа 2019

В год 110-летия с момента создания антрепризы Сергея Дягилева Фестиваль был посвящен осмыслению Ballets Russes в XX–XXI столетиях. Компания, просуществовавшая всего 20 лет (1909-1929), повлияла практически на весь мировой балет. Современные хореографы вновь и вновь обращаются к ее наследию, к сюжетам и музыке, воспринимая их как источник вдохновения и придумывая новые трактовки. Подтверждением этому стало выступление Балета Монте-Карло с программой «Посвящение Нижинскому», в которую вошли авторские версии таких спектаклей «Русских балетов», как «Пробуждение фавна» и «Петрушка», а также вечер на музыку Стравинского, где новая версия знаменитой «Свадебки» Татьяны Багановой из Екатеринбурга и встретилась с «Весной священной» Ирландии. На главной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова зрители увидели программу «Pure Dance» («Чистый танец») в исполнении суперзвезды танцевального мира, российской балерины Натальи Осиповой. Фестиваль завершился особым событием — 1 декабря с российской публикой попрощались Матс Эк и Ана Лагуна. Легендарная пара завершила сценическую карьеру и Санкт-Петербург стал одной из остановок в их последнем туре.

X
Дягилев. P.S. 2018
Программа 2018

IX Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» прошел в год 200-летия одной из важнейших фигур русского балета, Мариуса Петипа. Специальная балетная программа представила лучшие современные хореографические версии балетов Петипа XX-XXI веков в исполнении российских и зарубежных трупп. Программа открылась балетом «Баядерка. Пространство иллюзии» японской труппы Noism, возглавляемой учеником Мориса Бежара, Йо Канамори. Фестиваль выступил со-продюсером новой постановки одного из основных российских хореографов современного танца, Татьяны Багановой, руководителя екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» — «Девушка с фарфоровыми глазами» («Коппелия»). Национальный балет Норвегии показал балет «Epic Short», ироничное размышление об образе классической балерины в современном мире. Екатеринбургский театр оперы и балета привез уникальный проект, «Пахиту» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова, в которой сочетаются оммаж старинному балету, размышление о его природе и современная версия классической хореографии. Самобытную версию балета «Жизель» представила южноафриканская труппа Дады Масило «The Dance Factory» из Йоханнесбурга. Триумфальным завершением фестиваля стал гала-концерт «Петипа. Взгляд из XXI века».
В год юбилея Мариуса Петипа фестиваль издал энциклопедию его творчества «Петипа. Танцемания» на трех языках и в двух томах. В I томе рассказывается о балетах, созданных мастером, каждая постановка сопровождается «паспортом» с кратким содержанием балета, датой премьеры, именами создателей и первых исполнителей. II том назван «После Петипа» и посвящен бытованию хореографического наследия балетмейстера в XX-XXI веках.

IX
Дягилев. P.S. 2017
Программа 2017

Программа фестиваля «Дягилев. P.S.», прошедшего с 23 ноября по 1 декабря 2017 года на сценах театров Санкт-Петербурга.
С момента его основания в год столетия Дягилевских сезонов, фестиваль, по словам художественного руководителя Натальи Метелицы, исследует грани классического в современном. В 2017 году фестиваль впервые выступил в роли сопродюсера мировой премьеры балета, как и всегда, представил балетные премьеры, выставки, провел научную конференцию и общественные дискуссии.
В 2017 году фестиваль впервые выступил в роли сопродюсера мировой премьеры балета — «АвтоБИОграфия» Уэйна МакГрегора, как и всегда, представил балетные премьеры, выставки, провел научную конференцию и общественные дискуссии. Шедевр мирового кинематографа фильм «Нетерпимость» (1916) открыл программу фестиваля в сопровождении разговора Александра Сокурова и Теодора Курентзиса о нетерпимости и согласии, о жизни и искусстве, о роли художника в меняющемся мире. В Шереметевском дворце прошла «Импресарио. Траектория танца», посвященная танцевальным проектам импресарио Сергея Даниляна. В балетной программе были представлены «Коко Шанель» Йо Стремгрена (Норвегия) и Ульрике Кваде (Нидерланды), а также «AB3» и «Pas de Danse» труппы Norrdans (Швеция). Завершился фестиваль ярким выступлением труппы Ballet de Lorraine (Балет Лотарингии).

VIII
Дягилев. P.S. 2016
Программа 2016

Танцевальная программа VII фестиваля открылась вечером балетом труппы Мориса Бежара на сцене БДТ. В программу вошли балеты, поставленные великим Морисом Бежаром, и работы нынешнего руководителя труппы, Жиля Романа.
«Дягилев P. S.» первым привез в Россию польскую компанию Белый театр танца. Премьеру в Александринском театре посетил знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецкий, который написал музыку к балету «Тристан и Изольда», завершившему программу вечера. Перед спектаклем традиционно состоялось вручение приза фестиваля «Удиви меня!». В этом году лауреатами впервые стали сразу двое: Кшиштоф Пендерецкий и Борис Эйфман.
В честь юбилея Сергея Прокофьева фестиваль показал две версии его балета «Ромео и Джульетта». Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса в Большом зале Филармонии исполнил музыку к балету. Балетная труппа Екатеринбургского театра оперы и балета (Урал Опера Балет) привезла спектакль в постановке Вячеслава Самодурова.
Завершил фестиваль многократный участник фестиваля Анжелена Прельжокажа. На этот раз хореограф предстал перед гостями фестиваля в качестве кинорежиссёра. Зрители увидели фильм «Полина» о молодой русской балерине, ищущей свой путь в мире современного танца.

VII
Дягилев. P.S. 2015
Программа 2015

В 2015 году Фестиваль посетили более 8 тысяч зрителей. Программу открыла премьера из Лондона. Спектакль «Торобака» – результат культурного диалога ведущего хореографа фламенко Исраэля Гальвана и мастера индийского танца катхак из Великобритании Акрама Хана.
Особым гостем Фестиваля в 2015 году стал французский хореограф Анжелен Прельжокаж. Он получил приз «Удиви меня!». Центральным событием программы стал Прельжокаж-гала. В честь выдающегося хореографа и 30-летия труппы Балет Прельжокажа «Дягилев. P.S.» показал на сцене Александринского театра дайджест из его лучших балетов в исполнении артистов его труппы и солистов балета Парижской оперы, Загреба, Берлинской оперы. На Новой сцене Александринского театра Анжелен Прельжокаж представил документальный фильм «Эльдорадо» французского режиссера Оливье Ассайаса о работе над пьесой Карлхайнца Штокхаузена.
Пермский театр оперы и балета, как и в прошлом сезоне, вновь собрал в Петербурге аншлаг. На суд зрителей была представлена концертная версия оперы Моцарта «Дон Жуан» в исполнении хора и оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Главные роли исполнили Мирто Папатанасиу (Донна Анна), Кристина Ганш (Церлина), Вито Прианте (Лепорелло), Димитрис Тилякос (Дон Жуан), Кеннета Тарвера (Оттавио).
Научная часть фестиваля, международная конференция, была посвящена теме «В круге Дягилевом. Покровители». В ее академической части ученые и театральные критики из Сербии, Таджикистана, Калуги, Ярославля, Москвы и Санкт-Петербурга говорили о персонах, которые поддерживали авантюристские предприятия Дягилева. В практической части современные благотворители и меценаты — Михаил и Инна Баженовы, Ольга Башкирова, Виктория Шамликашвили и другие — обсуждали опыт фандрайзинга Дягилева и его применимость к сегодняшнему дню.

VI
Дягилев. P.S. 2014
Программа 2014

В 2014 году в год сотрудничества между Великобританией и Россией гостями фестиваля стали британские труппы со спектаклями «СУТРА» Сиди Ларби Шеркауи и «ФАР» Уэйна МакГрегора.
«Сутра» — спектакль необычный для европейской сцены и Фестиваля. Гибрид современного танца и традиционных боевых искусств, постановка, в которой на равных участвуют танцовщик и 17 китайских монахов, владеющих приемами кунг-фу. Сиди Ларби Шеркауи, бельгиец марокканского происхождения, устраивает на сцене встречу двух культур: условно европейской и азиатской, светской и духовной. Легкая и впечатляющая сценография, множество деревянных ящиков, которые двигаются вместе с исполнителями, придумана скульптором Энтони Гормли. «Сутру» можно назвать одной из самых оригинальных постановок в современной истории европейского танца.
Хореография Уэйна МакГрегора – ни на что не похожая самостоятельная система танца, «высшая математика», сочетающая сложность современного балета, мышление контемпорари данс и последние достижения науки о биоритмах человеческого тела.
Важным участником программы-2014 стал Пермский театр оперы и балета. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии дирижер Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna исполнили Dixit Dominus Генделя и «Дидону и Энея» Перселла. А балетная труппа театра показала вечер «Наследие Ballets Russes», составленный из «Свадебки» Матса Эка и балета «Шут», переосмысленного Алексеем Мирошниченко.
Также Фестиваль отметил два юбилея. К 110-летию со дня рождения Джорджа Баланчина, одного из важнейших открытий Дягилева и «отца-основателя» американского неоклассического балета была организована выставка работ Пола Колника. К 250-летию Эрмитажа в Михайловском дворце прошел спектакль-хеппенинг.

V
Дягилев. P.S. 2013
Программа 2013

В 2013 году «Дягилев. P. S.» был посвящен современной хореографии, ее развитию и ключевым именам. В программу вошли балетные премьеры последних сезонов: Баварского Национального Балета, труппы из Экс-ан-Прованса «Балет Прельжокажа», Национального балета Норвегии, балета Начо Дуато. Выбранные спектакли показали основные достижения современной хореографии и что ищут именитые авторы.
«Дягилев. P.S.» совместно с музыкальными фестивалями Голландии собрал программу камерных концертов. Среди достижений — уникальное исполнение Игоря Стравинского «Весна священная» на четырех роялях с участием российских и голландскими пианистами, представление творчества голландского композитора Вима Зваага, музыкальный спектакль «Игорь и Коко» в исполнении Михаэлы Ринер и Мартена ван Вен.
Также в рамках Фестиваля были представлены две международные выставки: «Стиль на сцене. Искусство элегантности» и «Русский Лос-Анджелес. Стравинский. Инновация в танце».

IV
Дягилев. P.S. 2012
Программа 2012

В 2012 году Фестиваль был посвящен великому современному хореографу Джону Ноймаеру. Впервые в Петербурге станцевали его знаменитый балет «Дама с камелиями». Еще одно событие, посвященное одному из основных хореографов XX века и большому почитателю Дягилева — Гала-концерт «Ноймайер без границ». Ключевым для Фестиваля стало открытие выставки «Вацлав Нижинский и Джон Ноймайер» в Государственном музее театрального и музыкального искусства. На ней хореограф показал посвященную Нижинскому часть своей уникальной коллекции на тему балета, в которой объекты искусства дополнены архивом и библиотекой.

III
Дягилев. P.S. 2011
Программа 2011

После перерыва длиной в год (в 2010 Фестиваль не проводился) стало понятно, что команда нашла важную и ранее не занятую нишу. Смотр ждали и зрители, и профессионалы, а с 2011 года он стал ежегодным.
Второй Фестиваль был посвящен музыке — звучавшей в постановках «Русского балета», и новой. В концепции сочетались два принципа, которым следовал С. П. Дягилев: открывать забытое прошлое и открывать зарождающееся будущее. В программу вошли вечер «Музыкальный диалог на рубеже веков», в котором были собраны сочинения композиторов Бориса Тищенко, Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, концерт барочной музыки оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса с участием Барбары Ханнинган, сопрано, известной своей смелостью и умением выступать в разных стилях. Музыка «проникла» и в выставочную афишу. Санкт-петербургский Музей театрального и музыкального искусства организовал выставку, посвященную Марии Каллас, ставшей символом оперного искусства во всем мире. Центром балетной афиши стал спектакль «Белоснежка» Анжелена Прельжокажа, который был показан в России впервые.

II
Дягилев. P.S. 2009
Программа 2009

Первый Фестиваль собрал все виды искусств, которые были представлены в деятельности «Русских сезонов». Сергей Дягилев начал покорение Европы с художественных выставок — в рамках программы прошли четыре выставки, посвященные как импресарио и его компании, так и сформировавшей его эпохе, Серебряному веку. Первые «Сезоны» начинались как оперное дело — «Дягилев P. S.» показал вечер «Посвящение Дягилеву». Антреприза сделала известными многих молодых артистов — в рамках Фестиваля выступили юные артисты из Академии им. Вагановой, наследующей Императорскому театральному училищу, откуда Дягилев брал кадры. Наконец, «Русский балет» знаменит в первую очередь как танцевальная компания — и смотр открыли гастроли «Гамбург балета». Их руководитель, Джон Ноймайер, известен особым отношением, которое питает к Дягилеву. Хореограф является страстным поклонником и миссионером творчества С. П. Дягилева в Европе, а как автор он много лет ведет диалог с произведениями и фигурами, связанными с «Русским балетом».