Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»

18/11/2022 - 16/4/2023
Шереметевский дворец
Выставка «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Выставка посвящена венецианскому мифу, сотворенному Серебряным веком посредством сопоставления двух феноменов: венецианского сеттеченто и русского Серебряного века. Казанова и Дягилев – два воплощения стилей, венецианского и петербургского. Арлекины и Коломбины Сапунова, Судейкина, Сомова, акварели Бенуа, Бакста и Головина – все это создает обольстительный облик эпохи 1910-х годов, когда маска и маскарад стали непременным атрибутом театра и жизни. В вихре маскарада кружатся действующие лица этой выставки-спектакля – Михаил Кузмин, Ольга Глебова-Судейкина, Александр Блок, Всеволод Мейерхольд и другие персонажи «Поэмы без героя»…

Название выставки отсылает к одной из самых известных фьяб сказок для театра итальянского драматурга Карло Гоцци. Поэтому сама экспозиция устроена как драма в четырех актах. В первой части, «Венеция в Петербурге Серебряного века», зрители увидят основные мотивы: карнавал «веницейской жизни», а также театральность и чувственность, которыми она пронизана. Второй акт, «Арлекины Серебряного века», посвящен сценическим исканиям Всеволода Мейерхольда и его соратников. Из третьего акта, «Езда в остров любви», можно узнать о феномене жизнетворчества деятелей Серебряного века. Заключительный акт «Маскарад. Время закатов» — трагический финал эпохи, который предсказал в своем спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова Всеволод Мейерхольд — премьера в Александринском театре состоялась в вечер Февральского переворота.

 

Кураторы выставки: Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица.

 

Участники выставки: Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, ГЦТМ им. Бахрушина, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и др. (всего 20 музеев и частных коллекций).

Государственный Эрмитаж предоставил на выставку работы венецианцев Луки Карлевариса, учителя знаменитого Каналетто, и Пьетро Лонги, которых почти нет в музеях России. Из Третьяковской галереи приедут работы «трех С» Серебряного века – Н. Сапунова, С. Судейкина и К. Сомова. Русский музей принимает участие в экспозиции с известными полотнами – портретом Мейерхольда кисти Б. Григорьева и «Ужином» Леона Бакста. Государственный исторический музей предоставил уникальный портрет Казановы в молодости, написанный его братом.

Зрители смогут увидеть уникальный экспонат из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства — полный костюм Коломбины с атласными башмачками, который сшила по эскизу Сергея Судейкина Ольга Глебова-Судейкина, ее саму называли Коломбиной Серебряного века.

Гости выставки также увидят работы из частных коллекций. Среди них: портрет юного Дягилева кисти Константина Сомова из коллекции Алексея Савинова, картина Сергея Судейкина «Моя жизнь. Привал комедиантов» из собрания Валерия Дудакова, а также композиция «Мейерхольд, уходящий в ночь» из коллекции Дмитрия Чуковского, созданная учеником Мейерхольда В. Дмитриевым незадолго до смерти режиссера.

 

Подробнее о выставке можно узнать на сайте Музея театрального и музыкального искусства.

Генеральный спонсор выставки: Банк ВТБ (ПАО).

 

Фотографии Ирины Смирновой.

 

Монтаж выставки «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»