Выставка “Моно-но аварэ. Очарование вещей. Современное искусство Японии” открыта до 9 февраля.
В рамках проекта “Эрмитаж 20/21” в зале-трансформер Главного штаба разместилась выставка “Моно-но аварэ”. Новое выставочное пространство позволило сделать знакомство с актуальным искусством Страны восходящего солнца весьма вариативным, соединив инсталляции, скульптуру, видео-арт, фотографии и живопись.
На первый взгляд, здесь нет традиционного искусства Японии с изысканными гравюрами и скульптурами нэцке, но ключ к разгадке кроется в названии – Моно-но аварэ – “Очарование вещей”.
Это ключевое понятие эстетики эпохи Хэйан – красота с лёгким привкусом меланхолии, “печальное очарование вещей”, связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество — ками, своё неповторимое очарование. Если произведение не содержит моно но аварэ, оно не истинно. Человек же должен обладать отзывчивым сердцем, чтобы найти и ощутить это очарование, внутренне откликнуться на него даже в обычных предметах.
Так, материалом для одного из удивительных экспонатов выставки стал парящий полиэтилен, который держит свою форму с помощью сотен тысяч тонких нитей, сделанных вручную из клея. Огромный лабиринт, неожиданно встречающий посетителей, выложен из обыкновенной соли. Инсталляция Кэнго Кито составлена из обручей, и одновременно похожа и на скульптуру, и на большую картину с разъединенными плоскостями, элементарными цветами и перспективой.
Экспозиция подготовлена Государственным Эрмитажем при поддержке Посольства Японии в России и АНО “Дягилев. Постскриптум. Международный фестиваль искусств в Санкт-Петербурге”.