Теодор Курентзис

Теодор Курентзис — дирижер, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004—2010). Кавалер Ордена Дружбы (2008). Семикратный обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска».
Курентзис Дягилев
Теодор Курентзис. Фото: Алексей Гущин

Основатель и руководитель оркестра и хора musicAeterna и хора византийской музыки musicAeterna byzantina. Главный дирижер оркестра Юго-Западного радио Германии (с сезона 2018-2019). Один из создателей фестиваля «Территория». Кавалер Ордена Дружбы (2008). Девять раз становился лауреатом российской Национальной театральной премии «Золотая маска», включая личные номинации и специальный приз «За художественную целостность и создание новаторской формы музыкального спектакля ансамблем авторов и исполнителей», спектакль «Cantos».

Родился в 1972 году в Афинах. С начала 1990-х живет в России. Ученик профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Ильи Мусина.
В 2004—2010 был главным дирижером Новосибирского академического театра оперы и балета.
В 2011-2019 годах возглавлял Пермский театр оперы и балета. С 2019 года работает вместе с коллективом musicAeterna в Санкт-Петербурге. Резиденцией оркестра стал Дом Радио.

Ключевые события в его карьере: дебют в Opéra de Paris (2008) и там же — постановка «Дон Карлос» Верди (2009); «Пассажирка» Вайнберга с Венским симфоническим оркестром в Брегенце (2010); Cosi fan tutte Моцарта с хором и оркестром Balthasar-Neumann в Баден-Бадене (2011); «Воццек» Берга (2009) и «Дон Жуан» Моцарта (2010) в режиссерской трактовке Дмитрия Чернякова в Большом театре России; «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Opernhaus Zürich (2012).
В январе 2013-го маэстро дебютировал с Венским филармоническим оркестром на Mozartwoche в
Зальцбурге. В том же году состоялось его выступление в Мюнхенской филармонии и концертный
тур по Европе совместно с Mahler Chamber Orchestra. Плодотворное сотрудничество связывает дирижера с мадридским Teatro Real: в 2012-м прошла премьера оперного диптиха «Иоланта»/ «Персефона», где он впервые выступил в сотворчестве с режиссером Питером Селларсом.
Осенью 2013 года состоялась премьера оперы Пёрселла «Королева индейцев» в постановке Селларса — Курентзиса (копродукция Пермской оперы, Teatro Real и Английской Национальной оперы), ставшая громким событием европейской музыкальной жизни.

Теодор Курентзис и musicAeterna сотрудничают с Sony Classical. Выпущены три CD c операми Моцарта. Также маэстро Курентзис и оркестр musicAeterna записали для Sony два произведения Стравинского: «Весну священную» и — вместе с хором musicAeterna, певцами Пермской оперы и приглашенными исполнителями — «Свадебку».

«Нетерпимость» Дэвида Гриффита. Разговор Александра Сокурова и Теодора Курентзиса

Оркестр musicAeterna Пермского академического театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса

»Ромео и Джульетта» в концертном исполнении musicAeterna

Моцарта «Дон Жуан» в исполнении хора и оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.

22 ноября 2014 — концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Г. Перселла и «Dixit Dominus» Г. Генделя в Большом Зале Филармонии