Спектакль «Идиот»

27.11.2019 г. 20:00
ТЮЗ им. А.А. Брянцева. Пионерская площадь, 1
Спектакль «Идиот»

Режиссёр — Сабуро Тешигавара

Постановка компании KARAS, Япония

Встреча со зрителем после спектакля — Сабуро Тешигавара и Рихоко Сато

Режиссёр, свет/ дизайн костюмов, музыка: Сабуро Тешигавара
Танцовщики: Сабуро Тешигавара, Рихоко Сато
Освещение: Хироки Шимидзу (HALO)
Постановка: KARAS
Премьера: 21 июня 2016 года в Karas Apparatus

Продолжительность: 60 мин. 

27 ноября Фестиваль покажет спектакль «Идиот» японского хореографа Сабуро Тешигавары. Несмотря на то, что формально спектакль не имеет отношения к репертуару Ballets Russes, по уровню новации, по тому, как это сделано, это абсолютно дягилевский феномен. Поставлен этот спектакль в 2018 году, премьера состоялась осенью в театре Шайо в Париже. Хореографический язык включает классический балет, буто и элементы свободного танца, по первой профессии Сабуро Тешигавара  художник, он сам придумывает свет и костюмы.

67-летний танцовщик и хореограф Сабуро Тешигавара час пятнадцать будет танцевать практически один, с одной партнершей – таким универсальным воплощением женщины, не только Настасьи Филипповны. А в образе, который представляет Тешигавара, собрано несколько противоречивых персонажей, он и князь Мышкин, и Рогожин. Артист размышляет и даже медитирует на наших глазах, какое-то непродолжительное время он входит в эту историю, а потом возникает музыкальная тема – «Русский вальс» Шостаковича, это простая, но невероятно выразительная музыка. По силе воздействия на чувства можно провести параллель с музыкой Стравинского. Минимализм  танца потрясает, он одновременно отрешен и беспредельно экспрессивен. Тешигавара – уникальное явление, художник-универсал, открытый всем стилям. Он говорит, что знал о том, что невозможно создать хореографический аналог романа Достоевского, но именно эта невозможность стала для него ключом для создания произведения.

«Тешигавара, известный своим мастерством создавать поэтические, символические и часто поразительно сконструированные спектакли, в этот раз предъявляет нам мастерски проработанную хореографию Тешигавара, известный своим  мастерством создавать поэтические, символические и часто поразительно сконструированные спектакли, в этот раз предъявляет нам мастерски проработанную хореографию».

 –  The Times

 

Сабуро ТЕШИГАВАРА — японский хореограф, режиссер, танцор с классическим образованием и непререкаемым авторитетом в современной хореографии. В 1985 году он организовал мини-ансамбль «Карас» с целью поиска новой формы в хореографии. Сегодня коллектив «Карас» активно гастролирует в крупнейших городах по всему миру. Как хореограф Тешигафара сотрудничал с Франкфуртским балетом по приглашению Уильяма Форсайта, ставил «Весну священную» для Баварского государственного балета и для Театра Танца Нидерландов, ставил спектакль «Воздух» в Парижской Национальной опере.

Как хореограф, Тешигавара открыт всем стилям. На протяжении 30 лет он ставит спектакли не реже раза в год, и каждый из этих спектаклей становится сенсацией. Тешигавара ищет и находит новые пластические возможности тела, его хореографический язык ни на что не похож. Это блестящий и холодный танец, в котором чисто японское, отрешенно-медитативное мироощущение преломлено сквозь призму эстетского минимализма.

Спектакли Тешигавара невероятно поэтичны и наполнены символизмом. История здесь уходит на второй план уступая ярким, почти осязаемым ощущениям от танца и мимики артистов.

 

«Я знал, что будет невозможно создать хореографию на основе такого романа. Но эта невозможность стала ключом для создания чего-то совершенно нового. Танец, который существует только в настоящем».

– Сабуро Тешигавара

 

«Легендарный танцор и хореограф Сабуро Тешигавара в дуэте со своей постоянной партнершей Рихоко Сато представляет оригинальную танцевальную фантазию по мотивам «Идиота» Достоевского.  В спектакле, который длится всего час, в самом деле немного от Достоевского, но много от самого Тешигавары: хореограф признается, что был потрясен образом князя Мышкина, в котором  нашел отзвуки собственных переживаний.

Движение  для Тешигавары всегда составляет единое целое с музыкой, здесь хореография строится на трех основных музыкальных темах, связанных с состояниями души персонажей- Дебюсси, Шостакович, Бах. Тема Мышкина – «Игры» Дебюсси:  танец ломанный, движения синкопные и странные.  Или  короткие, быстрые, ассоциирующиеся с кризисом  эпилепсии. В некоторых сценах напоминает сломанную марионетку.  Деконструкция движения, почти мима – когда в смятении пытается  одеть  на ноги пиджак, застегивает и растегивает  рубашку, словно не зная что делать со своим телом. Ноги  танцора никогда не покидают землю, он большую часть неподвижен, выразительна только пластика, танец рук.  Его герой  словно связан с силой тяжести, с землей. Она – воздушная, легкая. Ее тема -« Вальс » Шостаковича. Жест рождается из музыки, плавные воздушные, широкие движения, виртуозные руки классической балерины, ее порыв, ее гармония.

И только один раз он входит в ее ритм  – в танец воздушный и легкий, который словно несет их под музыку  Шостаковича: виртуозный дуэт двух танцоров, кружение, постепенно вовлекающее все пространство, взмахи летящих навстречу рук, экстаз встретившихся на мгновение душ. Общий порыв, танец любовной полноты, « Вальс » – центральная сцена всего спектакля. «Ритм в трех тактах дающий возможность вечности. В этом заключена для меня вся красота танца ». Лирическую тему вновь обрывает излом Дебюсси. Ноту страдания Настасьи, поднимаясь до самых высот трагического, несет альтовая женская ария из «Страстей по Матвею» Баха.

Все еще виртуозно владеющий телом  Сабуро Тешигавара в один час вмещает всю траекторию души мечтателя, несовместимого с миром, встретившего свою идеальную половину  и утратившуго ее, а вместе с ней и саму жизнь. В финале в круге медленно угасающего света остается сидящая фигурка одинокого маленького человека».

– Екатерина Богопольская

Сабуро Тешигавара и японская компания Karas.

Спектакль создан при поддержке Агентства по культуре, правительства Японии и Совет по искусству Японии.

 

Фото: © Akihito Abe

Фото: © Aya Sakaguchi