Балеты Марты Грэм в рамках «ДЯГИЛЕВ. P.S.» 2015

24.11.2015 г. 19:00
Александринский театр
Балеты Марты Грэм в рамках «ДЯГИЛЕВ. P.S.» 2015

24 ноября, 19.00 Александринский театр
Длительность 2 часа, с антрактом — 25 мин.

«Дягилев. P.S.» впервые в России представил вечер одноактных балетов в исполнении Труппы Марты Грэм:

«Развлечения ангелов»
«Оплакивание. Вариации»
«Эхо»
«Хроники»

МАРТА ГРЭМ (1894–1991) — гений эпохи XX века, по силе и значимости художественного высказывания сопоставимый с Пикассо, Джойсом, Стравинским. В 1998 году журнал TIME назвал Марту Грэм «Танцором века», а журнал People объявил ее «Иконой века». Поразительно, как при огромной продуктивности Грэм, каждый ее балет отличает сложная, многогранная хореография. За свою жизнь она создала 181 балет, а вместе с ними и уникальную, удивительную по масштабу и глубине балетную технику. Ее подход к театру и танцу, ее новаторский хореографический язык раз и навсегда изменили само искусство балета.

MARTHA GRAHAM DANCE COMPANY — труппа Марты Грэм была основана в 1926 году танцорами и легендарным хореографом Мартой Грэм и является одной из величайших балетных трупп мира по версии главного балетного критика Нью-Йорк Таймс – Анны Киссельхоф.

«Развлечения ангелов» (DIVERSION OF ANGELS)
Хореография и костюмы – Марта Грэм
Музыка — Норман Делло Джойо
Свет – Джин Розенталь
Адаптация – Беверли Эмонс
Премьера: август 13, 1948, Нью-Лондон, США

Сама Марта Грэм ассоциировала «Развлечения ангелов» с тремя гранями любви: дуэт в белом олицетворяет зрелую любовь в идеальной гармонии; красный дуэт — страсть; а желтый — юношеские чувства. У балета нет сюжетной линии. Его действие разворачивается в воображаемом саду, созданном по прихоти самой любви.
«Марта Грэм вспоминала, что увидев впервые абстрактные работы Василия Кандинского, она была поражена его владением цветом: безапелляционный мазок красного на синем фоне. Ей захотелось выразить это в танце. Так появились «Развлечения ангелов», а девушка в красном, стремительно проносящаяся по всей сцене, и есть красный росчерк на холсте Кандинского». — Эллен Графф

«Оплакивание. Вариации» (LAMENTATION VARIATIONS)
Хореография — Буларейян Пагарлава, Ричард Мув, Ларри Кигвин
Музыка – Густав Малер, DJ Savage, Фредерик Шопен
Свет — Беверли Эмонс
Идея Дженет Ейлбер
Премьера: 11 сентября 2007, Нью-Йорк, США

«Оплакивание. Вариации» задумывалась как акция памяти трагедии 11 сентября 2001. Представление открывает видео-фрагмент 1940 года. На экране — Марта Грэм, исполняющая свое тогда еще новое, а теперь уже ставшее каноническим, соло «Оплакивание» (Lamentation). Далее вниманию зрителей предстают опусы троих талантливых современных хореографов, вдохновленных этим соло. Перед хореографами была поставлена задача: на базе моментальной импровизации после просмотра видео создать свой хореографический набросок. При этом в качестве музыкального сопровождения можно было использовать лишь произведения, находящиеся в открытом публичном доступе, на репетиции отводилось всего 10 часов, разрешался минимум костюмов и декораций.
Несмотря на то, что исполнение «Вариаций» задумывалось как разовая акция, результат превзошел все ожидания и балет вошел в постоянный репертуар труппы Марты Грэм.

«Эхо» (ECHO)
Хореография – Андонис Фониадакис
Музыка – Жульен Таррид
Костюмы – Анастасиос Софрониу
Дизайн и свет – Клифтон Тейлор
Премьера: 19 марта 2014, Нью-Йорк, США

Балет вдохновлен греческим мифом о Нарциссе и Эхо. Нарцисс и его отражение, Эхо и ее многочисленные голоса, невозможность любви и тщета красоты — темы, исследуемые через оригинальный и живой язык танца, порождающий тончайшие эмоциональные вибрации.
АНДОНИС ФОНИАДАКИС, хореограф, работавший с Балетом Бежара, Балетом Лионской оперы, компанией Сабуро Тешигавара и многими другими. В качестве танцора был занят в балетах Маги Марен, Иржи Килиана, Уилльяма Форсайта, Начо Дуато, Матса Эка, Мориса Бежара, Охада Нахарина, Билла Ти Джоунса, Джона Джасперса. В 2003 году он основал собственную труппу Apotosoma.

«Хроники» (CHRONICLE)
Хореография и костюмы Марты Грэм
Музыка – Волингфорд Ригер
Свет – Джин Розенталь
Премьера: 20 декабря 1936, Нью-Йорк, США

Один из немногих балетов Марты Грэм на политическую тему, он был ее откликом на усиливавшуюся в те годы фашистскую угрозу в Европе. В 1936 году Грэм отказалась от приглашения выступить во время Олимпийских игр в Германии, заявив: «Я считаю невозможным танцевать в Германии сейчас, когда такое количество творческих людей, которых я уважаю, которыми восхищаюсь, репрессированы, лишены возможности творить по смехотворным и непостижимым причинам. Поэтому считаю невозможным ассоциировать себя, принимая приглашение из Германии, с режимом, породившим подобную несправедливость. Кроме того, очевидно, некоторым танцорам моей труппы в Германии будут не рады» (многие участники труппы имели еврейское происхождение).

В балете нет батальных сцен или других военных сюжетов. Но в нем передана боль одиночества, духовное разорение. Главная идея спектакля — передать вселенскую трагедию войны.
В современной реконструкции балет представлен в трех сценах: «Спектр–1914,» «Шаги на улице» и «Прелюдия к действию».

Цитаты выдающихся балетных критиков о Труппе Марты Грэм:

«Одно из семи чудес театрального мира»
Alan M. Kriegsman — Washington Post

«Кажется, для них нет ничего невозможного, и при том исполнено это будет легко и поэтично»
Martin Bernheimer — Los Angeles Times