В Петербурге обсудят и станцуют Мариуса Петипа.

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Директор музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица рассказала «ПД», как и где петербуржцы и гости города смогут прикоснуться к творчеству великого балетмейстера Мариуса Петипа.

– Наталья Ивановна, расскажите, какую программу вы представите в этом году на Культурном форуме?

– На форуме петербуржцы и гости города смогут поближе познакомиться с творчеством выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, приняв участие в международной конференции «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», а также посетив выставку «Петипа. Танцемания».

Экспозицию мы открываем раньше культурного форума – 1 ноября. Выставка откроется в музее театрального и музыкального искусства на площади Островского. Раньше здесь находилась Дирекция императорских театров. Конечно, здание музея по праву можно назвать домом Петипа. Он здесь часто бывал: подписывал договора, получал благодарности и награды. За углом находилось Императорское театральное училище, в котором Мастер преподавал (ныне это Академия русского балета А.Я. Вагановой). Интересно, что все артисты, которые участвовали в его балетах, закончили именно эту танцевальную школу. Поэтому место для выставки мы выбрали довольно символичное.

Музей организует научную конференцию «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая пройдет 17-18 ноября. Честно говоря, в России и мире не так много специалистов-исследователей, которые изучают творчество Мастера. Мы с трудом нашли спикеров, но тем не менее на форуме выступит около 20 исследователей из разных стран. Это Япония, Великобритания, США, Испания, Франция и даже Ливан. Конечно, не обойдётся без докладчиков из России. Мы очень гордимся, что на конференции выступят сотрудники нашего музея, они расскажут и покажут, что нового удалось найти в наших фондах о наследии Петипа. Темы конференции очень актуальные. Специалисты поговорят о проблемах сохранения хореографических текстов Петипа, о самом наследии Мастера и его интерпретации на мировой сцене, а также реконструкции балетов в российских и зарубежных театрах.

– Расскажите о книге, которую планируется издать?

– Мы хотим издать двухтомник. Это будет большая книга на трёх языках, фактически энциклопедическое издание – «Петипа. Танцемания». Первый том будет называться «Эпоха Петипа». В этой книге – краткое содержание, паспорт премьеры, фотографии, эскизы костюмов и декораций, программы, оригинальные театральные костюмы к 64-м балетам Петипа. Он очень внимательно относился не только к хореографии, но и к костюмам, аксессуарам, гриму. Сейчас так работают далеко не все хореографы. Издаём мы этот труд совместно с Государственной петербургской театральной библиотекой, обладающей уникальной коллекцией театральных эскизов.

Второй том называется «После Петипа». Читатель окунется в мир балетов великого балетмейстера, которые можно увидеть на мировой сцене. Как его балет «живет» во Франции, Англии, Нидерландах, США. Не говоря уже о России. Россию по праву можно назвать родиной хореографа Петипа. В конце жизни он принял российское гражданство и умер в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

– Почему конференция и выставка посвящена именно Мариусу Петипа?

– Тему выбрали неслучайно. В марте 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося артиста балета, педагога и балетмейстера. Три года назад президент Владимир Путин издал указ о праздновании 200-летия со дня рождения Мастера, затем появилось постановление правительства России, и за нашим музеем закрепили два события – международную научную конференцию и выставку.

Процесс создания балетов Мариуса Петипа мы покажем на выставке. Например, «Дочь фараона», «Царь Кандавал», «Спящая красавица». В центре экспозиции как раз будет спектакль «Спящая красавица». Мы покажем оригинальные фотографии репетиций спектакля, костюмы артистов, аксессуары, эскизы декораций, макеты спектаклей, а также уникальные рабочие записи Мариуса Петипа. Костюмы к балету «Спящая красавица», поставленного в 1921 году труппой Дягилева, мы берем у шведского Музея танца из Стокгольма. А в коллекции нашего музея хранятся 17 костюмов премьеры «Спящей» 1890-го года в Мариинском театре. Некоторые из них можно будет увидеть на выставке, где «встретятся» французские, английские и русские исполнители знаменитых партий.

Кроме того, на экспозиции зрители увидят материалы к «Баядерке», «Раймонде», «Лебединому озеру», «Щелкунчику». Мы не можем показать на выставке все 64 спектакля и делаем акценты только на самых важных. Хотя наш музей хранит самую большую коллекцию артефактов о балетах Петипа.

– Фестиваль «Дягилев Постскриптум» тоже посвящен творчеству Петипа. Наталья Ивановна, расскажите, что можно будет посмотреть в рамках фестиваля?

– Фестиваль «Дягилев Постскриптум» имеет свою программу – «Петипа. P.S». Это взгляд из XXI века. Мы привезем современные театральные труппы, география участников обширна – от Екатеринбурга до Японии, от Норвегии до ЮАР. Хореография Петипа известна и популярна практически в каждой точке мира. Поэтому мы отобрали только лучшие постановки.

Я сразу хочу предупредить всех гостей – тема фестиваля не зря звучит как «Петипа. P.S». Это авторская современная хореография. В ней – проблемы XXI века показаны через сюжеты балетов Петипа. Актуальные версии не так гармоничны, как оригиналы Петипа. Они – другие. Зачастую в спектаклях мы видим агрессивных, одиноких людей, постановщики пытаются показать, как хрупок внутренний мир человека, как уязвимо его сознание и физическое существование.

Например, мы привезем японский спектакль «Баядерка». Это постановка с текстом, танцами и диалогами героев, размышляющая о человеческой природе – любви, предательстве, смерти, дружбе. Или мы представляем «Жизель» из Южно-Африканской Республики. Там совершенно другая музыка, не каноническая партитура Адана, но сюжет полностью сохраняется, правда, перенесён на реалии африканской деревни. Юная Жизель влюбляется в белого человека, который обещает ей горы счастья и замужество, а в итоге предает.

Она погибает и становится вилисой – невестой, которая умирает до свадьбы. И вот вилисы в постановке хореографа Дады Масило из Йоханнесбурга и вилисы Петипа – совсем разные. У Петипа – они более отстраненные, скорбно наблюдающие за всем происходящим. В африканской интерпретации вилисы беспощадны – они не прощают предательства и буквально вершат суд над Альбертом.

Но не все так грустно, будут спектакли и с юмором. Например, мы привозим спектакль Национального балета Норвегии «Неспящая красавица» на музыку Первого фортепианного концерта Чайковского. Борьба двух стихий: добра – феи Сирени и зла – феи Карабос. Но в их спор все время вмешивается Красавица, которая не спит. Более того, она параллельно пытается выяснить отношения со своим Принцем. Фея Карабос стремится разъединить их, а фея Сирени, наоборот, соединить. Кто же из них победит, посмотрим. Это один из четырех балетов норвежской труппы, премьера которых состоялась в преддверии Года Петипа.

Постановку «Пахиты» в Екатеринбурге начал ставить ушедший из жизни Сергей Вихарев. Его работу продолжил художественный руководитель Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. Это самая яркая отечественная балетная премьера этого года.

Фестиваль откроется 17 ноября международной научной конференцией в Театральном музее «Мариус Петипа на мировой балетной сцене» и закончится 27 ноября вечером балета «Метаморфозы. Петипа XXI век».

– Помимо конференции, выставки и самого фестиваля, будут ли еще мероприятия в рамках культурного форума?

– Да, мы делаем совместное мероприятие с Государственной Академической Капеллой. 16 ноября в Шереметевском дворце музей организует лекцию-концерт об уникальном музыкальном инструменте – колесной лире, любимом инструменте Йозефа Гайдна, совместно с австрийскими коллегами. Ее оригинал хранится у нас в Шереметевском дворце. На лекции не только расскажут, но и продемонстрируют, как работает этот инструмент.

Беседовала Яна Григорьева