Просвещение

La Nijinska: Линн Гарафола рассказывает новые факты о Брониславе Нижинской

Линн Гарафола, одна из ведущих исследовательниц «Русского балета» и деятельности Сергея Дягилева, участница просветительских проектов Фестиваля «Дягилев P. S.», в 2022 году выпустила новую книгу. «La Nijinska» посвящена биографии танцовщицы и хореографа Брониславе Нижинской. В ней приводятся документы, которые ранее не были опубликованы.
Недавно Линн Гарафола провела беседу о книге, в которой рассказала, почему занялась биографией Нижинской, что ее привлекает в этой фигуре и какие акценты она расставляет. Полное видео доступно в YouTube. Для тех, кто любит текст и краткость, мы подготовили перевод основных тезисов беседы.

 

Зачем нужна новая биографическая книга о Нижинской?
Линн Гарафола заинтересовалась биографией Брониславы Нижинской, работая с материалами о «Русском балете». Оказалось, что о ней практически ничего не известно, кроме того, что ее братом был Вацлав Нижинский. О балетах писали мало, так же, как и о ее судьбе после «Русского балета». Например, когда британский балетный критик и исследователь Арнольд Хаскелл делал книгу о балетмейстерах антрепризы, он подготовил материалы и интервью со всеми, кого мог найти, — Мясиным, Фокиным, Баланчиным, — но и там ничего не было о Нижинской-постановщице (но было упоминание, что Бронислава Фоминична была единственной уродливой балериной в компании).

Бронислава Нижинская в «Шопениане». Мариинский театр, 1908

Самый большой вызов в книге
Совместить фактический материал, документы, и рассказ о жизни. Из-за того, что о жизни и карьере Нижинской так мало известно, Гарафоле было очень важно собрать максимальное число свидетельств и архивов.

Самое большое открытие
Письмо Нижинской к советскому историку балета Вере Красовской на десяти страницах, где она описывает «Весну священную» и ее роль в создании спектакля.
Красовская и Нижинская переписывались; Вера Михайловна впервые написала, когда работала над биографией Вацлава Нижинского. Бронислава Фоминична ответила на следующий день — и так завязалась дружба в письмах.

Национальность Нижинской
Бронислава Фоминична по происхождению была полячкой, рожденной в Минске. Семья скорее была связана с Восточной и Западной Европой, там Нижинские гастролировали. При этом Нижинская идентифицировала себя как русскую. Гарафола разъясняет, на чем это основано: она была танцовщицей с русской школой, хореографом, чей взгляд «вырос» из той же основы, писала и говорила по-русски. В то же время Киев, в котором Бронислава жила в детстве, оставил в ее душе такой же глубокий след, как многолетнее место жительства, Санкт-Петербург.
Линн Гарафола задает вопрос: была ли Нижинская русской или советской русской (связи с СССР были довольно сильными), считать ее эмигранткой или гражданкой США, где жила ее семья.

Нижинская-путешественница
Гарафола обращает внимание на то, что мы, скорее всего, плохо представляем географию работы Нижинской после распада «Русского балета».
Нижинская работала не только с крупными и известными компаниями. У нее было несколько собственных компаний, часто состоявших из русских эмигрантов или их детей. Линн Гарафола упоминает, что Нижинская была неуловима, — если смотреть на ее биографию, легко заметить, что она постоянно перемещалась, из Польши в Нью-Йорк, оттуда в Монте-Карло и еще в множество мест.

Сеть русских эмигрантов
Нижинская знала только русский и французский языки — и это не мешало ее успешной работе по всему миру. Во многих компаниях работали русские эмигранты. После Первой мировой войны и революции театральный мир был буквально наводнен русскоязычными людьми, и это во многом позволяло Нижинской быть такой востребованной.

Балерины как властительницы
Балерин часто видели как муз — но для Нижинской они были властительницами (women of power). То, как Нижинская использовала танцевальную технику, позволяло женщине на сцене получить полный контроль. В балетах Нижинской балерины были центром, но, например, в отличие от Баланчина, в этом не чувствуется эротический посыл.