Education

La Nijinska: Линн Гарафола рассказывает новые факты о Брониславе Нижинской

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Линн Гарафола, одна из ведущих исследовательниц «Русского балета» и деятельности Сергея Дягилева, участница просветительских проектов Фестиваля «Дягилев P. S.», в 2022 году выпустила новую книгу. «La Nijinska» посвящена биографии танцовщицы и хореографа Брониславе Нижинской. В ней приводятся документы, которые ранее не были опубликованы.
Недавно Линн Гарафола провела беседу о книге, в которой рассказала, почему занялась биографией Нижинской, что ее привлекает в этой фигуре и какие акценты она расставляет. Полное видео доступно в YouTube. Для тех, кто любит текст и краткость, мы подготовили перевод основных тезисов беседы.

 

Зачем нужна новая биографическая книга о Нижинской?
Линн Гарафола заинтересовалась биографией Брониславы Нижинской, работая с материалами о «Русском балете». Оказалось, что о ней практически ничего не известно, кроме того, что ее братом был Вацлав Нижинский. О балетах писали мало, так же, как и о ее судьбе после «Русского балета». Например, когда британский балетный критик и исследователь Арнольд Хаскелл делал книгу о балетмейстерах антрепризы, он подготовил материалы и интервью со всеми, кого мог найти, — Мясиным, Фокиным, Баланчиным, — но и там ничего не было о Нижинской-постановщице (но было упоминание, что Бронислава Фоминична была единственной уродливой балериной в компании).

Бронислава Нижинская в «Шопениане». Мариинский театр, 1908

Самый большой вызов в книге
Совместить фактический материал, документы, и рассказ о жизни. Из-за того, что о жизни и карьере Нижинской так мало известно, Гарафоле было очень важно собрать максимальное число свидетельств и архивов.

Самое большое открытие
Письмо Нижинской к советскому историку балета Вере Красовской на десяти страницах, где она описывает «Весну священную» и ее роль в создании спектакля.
Красовская и Нижинская переписывались; Вера Михайловна впервые написала, когда работала над биографией Вацлава Нижинского. Бронислава Фоминична ответила на следующий день — и так завязалась дружба в письмах.

Национальность Нижинской
Бронислава Фоминична по происхождению была полячкой, рожденной в Минске. Семья скорее была связана с Восточной и Западной Европой, там Нижинские гастролировали. При этом Нижинская идентифицировала себя как русскую. Гарафола разъясняет, на чем это основано: она была танцовщицей с русской школой, хореографом, чей взгляд «вырос» из той же основы, писала и говорила по-русски. В то же время Киев, в котором Бронислава жила в детстве, оставил в ее душе такой же глубокий след, как многолетнее место жительства, Санкт-Петербург.
Линн Гарафола задает вопрос: была ли Нижинская русской или советской русской (связи с СССР были довольно сильными), считать ее эмигранткой или гражданкой США, где жила ее семья.

Нижинская-путешественница
Гарафола обращает внимание на то, что мы, скорее всего, плохо представляем географию работы Нижинской после распада «Русского балета».
Нижинская работала не только с крупными и известными компаниями. У нее было несколько собственных компаний, часто состоявших из русских эмигрантов или их детей. Линн Гарафола упоминает, что Нижинская была неуловима, — если смотреть на ее биографию, легко заметить, что она постоянно перемещалась, из Польши в Нью-Йорк, оттуда в Монте-Карло и еще в множество мест.

Сеть русских эмигрантов
Нижинская знала только русский и французский языки — и это не мешало ее успешной работе по всему миру. Во многих компаниях работали русские эмигранты. После Первой мировой войны и революции театральный мир был буквально наводнен русскоязычными людьми, и это во многом позволяло Нижинской быть такой востребованной.

Балерины как властительницы
Балерин часто видели как муз — но для Нижинской они были властительницами (women of power). То, как Нижинская использовала танцевальную технику, позволяло женщине на сцене получить полный контроль. В балетах Нижинской балерины были центром, но, например, в отличие от Баланчина, в этом не чувствуется эротический посыл.