«Жизель» труппы Дады Масило “The Dance Factory” (ЮАР)

Свою версию балета «Жизель» представила южноафриканская труппа Дады Масило “The Dance Factory” из Йоханнесбурга 26 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова.
История любви и предательства , помещенная в контекст другой культуры, все равно остается таковой, и труппа Dance Factory рассказывает ее на пределе эмоций – в диапазоне от щемящей трогательности, до ошеломляющей ярости. Дада Масило поставила этнический спектакль, но внимательный взгляд увидит в этой хореографии, особенно в пронзительных дуэтах Жизели и Альберта, отсылку к современной европейской традиции, которую Масило, будучи участницей брюссельской хореографической лаборатории Х-group Анны Терезы Де Кеерсмакер прекрасно знает и понимает.
«Это одновременно и привычная, и непривычная версия всем известного сюжета. История женской любви и мужского предательства помещена не в европейские смысловые рамки с романтическо-христианским всепрощением, но в африканские реалии, в языческий и очень жестокий мир, одновременно грубо-материальный и полный мистики, где для обманщика работает идея бумеранга: как ты с мирозданием, так и мироздание с тобой. И тот факт, что вместо классики здесь микст африканского фольклора с современным танцем, взамен пуантов – топчущие землю босые пятки, а вместо умерших невест – злобные красные духи обоего пола, разительно меняет картину, превращая умильную историю о прощении в кровавую драму. Этот чувственный ритуал мести, полный дикой энергии, раскоряченных походок и гортанных возгласов, оформленный знаменитым художником Уильямом Кентриджем и в саунде сочетающий тревожный минимализм Филиппа Миллера с мотивами музыки Адана – стал одним из ярких впечатлений фестиваля»
– Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ.
ЖИЗЕЛЬ. Оригинальная история
Балет повествует о крестьянской девушке Жизели, которая погибает от разбитого сердца, узнав, что её возлюбленный обручён с другой. Вилисы – сверхъестественные существа (умершие до брака невесты), которые принуждают мужчину танцевать до тех пор, пока он не упадёт замертво – вызывают Жизель из могилы, чтобы отомстить Альберту. Но любовь девушки спасает юношу от чар.
В статье 1841 года о премьере балета «Жизель» Теофиль Готье (либреттист) рассказал историю создания постановки. Он взял за основу старинную легенду о вилисах, описанную Генрихом Гейне в книге «De l’Allemagne». Ему показалось, что эти злые духи придадут особое очарование балету. Балет «Жизель, или Вилисы» впервые был представлен на сцене театра Ле Пелетье 28 июня 1841 года в Париже, с участием итальянской балерины Карлотты Гризи в роли Жизели.
Интерпретация Дады Масило
Как и во многих других своих работах, Дада Масило поднимает тему феминизма. Мирта, королева вилисов, предстанет как Сангома (шаман, врачеватель в Южной Африке, практикующий народную медицину), а вилисы – как духи / предки, призывающие Жизель присоединиться к ним и совершить возмездие.
Альберт предаёт любовь девушки, и Жизель не прощает. В версии Масило раскрываются темы горя, разбитого сердца, гнева и мести. «Фурия в аду ничто по сравнению с брошенной женщиной!». Только после отмщения Жизель сможет освободиться от мира смертных и стать свободным духом.
Дада Масило родилась и выросла в Йоханнесбурге, ЮАР. Профессионально начала заниматься танцами в возрасте 11 лет в студии Dance Factory (Фабрика Танца). В 17 лет окончила Йоханнесбургскую Национальную школу искусств. После года стажировки в театре танца в Кейптауне (Cape Town’s Jazzart Dance Theatre) была принята в Школу современного танца в Брюсселе (Research and Training Studios), где училась два года.
Её творческое становление как хореографа началось после возвращения в ЮАР в 2006 году. В 2008 году Масило стала лауреатом престижной премии Standard Bank Young Artist Award for Dance. Премиями Национального фестиваля искусств (National Arts Festival) были отмечены ее постановки «Ромео и Джульетта» (2008), «Кармен» (2009), «Лебединое озеро» (2010).
В 2011 году Даде Масило предложили выступить с сольным проектом на фестивале Anticodes Festival at Le Quartz, после чего ее работа под названием «Горький конец Розмари» получила приглашение отправиться в тур по Европе. В то же время другая её постановка «Лебединое озеро» активно гастролировала по Франции, Италии, Швейцарии, Германии.
Балетом «Кармен» открылась Лионская биеннале в 2014 году. Началось триумфальное шествие труппы по Европе; её работы были представлены в Норвегии, Греции, Нидерландах, России. Масило выступала в Бруклинской музыкальной академии (Нью Йорк, США) и Йельском университете с проектом Уильяма Кентриджа «Откажись от часа». Также представила своё «Лебединое озеро» в Оттаве, Монреале, в четырёх городах США; шесть последних представлений были даны в нью-йоркском Театре Джойс.
Масило влюблена в классику и глубоко чувствует классическое искусство – от Шекспира до Чайковского, от классического балета до фламенко. Как танцовщица, она обладает индивидуальным, узнаваемым стилем, демонстрирует впечатляюще зрелую артистичность. Как хореограф, она поразительно бесстрашна в интерпретации известных всем сюжетов, объединяя разнообразные техники в танце, комбинируя материалы оригинальной партитуры с современной музыкой и исполнителями.
Фабрика Танца
Проект был основан в 1992 году в Йоханнесбурге, Южная Африка, с миссией – создать «дом танца». В 1994 году труппа переехала из временного пристанища в отреставрированный автобусный ангар, где теперь есть большая студия и театр на 220 посадочных мест. Располагаясь в центре города, театр стал доступным для горожан и зрителей из пригорода. В период с 1993 по 2001 годы Фабрика Танца координировала 9 ежегодных танцевальных фестивалей для проекта Arts Alive. Эти фестивали были платформой для широкого спектра танцевального искусства: достойных зарубежных гостей, таких как Дональд Бёрд / Группа (Нью-Йорк), Росас (Брюссель), Роттердамский балет «Скапино», для профессиональных танцевальных коллективов со всей Южной Африки, танцевальных групп из округов и молодёжных коллективов. Многообразие стилей впечатляло: от классического балета до танца в резиновых сапогах, от физического театра до панцулы (очень энергичной танцевальной формы, которая возникла в черных поселках Южной Африки в эпоху апартеида). Фестивали предлагали обучение молодым выпускникам театральных училищ, что подвигло многих стать верными последователями своей профессии. Также это помогло молодым танцевальным группам из окраин и посёлков после тщательного отбора приехать на Фабрику Танца, раскрыть потенциал своих молодых талантов. Одним из таких самородков оказалась 11-летняя Дада Масило, которая прибыла на фестиваль с коллективом Soweto-based.
По просьбе лидеров танцевальных групп Фабрика Танца учредила программу официального обучения. В течении 10 лет она финансировалась Посольством Королевства Нидерландов. Всё началось с проекта, который проходил один раз в неделю, но потом превратилось в интенсивную семидневную программу, где люди разных возрастов – дети, молодёжь и взрослые – обучались балету и современному танцу, а также участвовали в работах лучших хореографов Южной Африки.
Театр также получил финансирование для своей образовательной программы от Национальной школы искусств и других организаций, которые могли также предложить качественную академическую подготовку. Конечно, не все подростки могли остаться на курсе, но те, у кого была такая возможность, получали максимальную поддержку и рекомендации для обучения в других городах Южной Африки или за границей. Так и Дада Масило после окончания учёбы в Школе современного танца в Брюсселе вернулась в Фабрику Танца и стала художественным руководителем театра.
Фотографии © Евгения Матвиенко
Фотографии © Марк Олич
Фотографии © Ольга Михайлова
Фотографии © Евгений Пронин