«Жизель» труппы Дады Масило “The Dance Factory” (ЮАР)

26.11.2018 г. 20:00
БДТ им. Товстоногова
«Жизель» труппы Дады Масило “The Dance Factory” (ЮАР)

Свою версию балета «Жизель» представит южноафриканская труппа Дады Масило “The Dance Factory” из Йоханнесбурга 26 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова. Стиль Масило, сочетающий фольклор с актуальным contemporary dance и иронически препарированными элементами классического танца, неповторим. Виллисы в прочтении Дады Масило предстают грозными и неумолимыми убийцами, а Жизель, в отличие от классического сюжета,  не собирается прощать предавшего ее возлюбленного, но будет мстить ему.

«Жизель не прощает. В версии Масило эта история полна горечи, – история разбитого сердца, ярости и жажды отмщения»

— Марина Харсс, DanceTabs

ЖИЗЕЛЬ. Оригинальная история
Балет повествует о крестьянской девушке Жизели, которая погибает от разбитого сердца, узнав, что её возлюбленный обручён с другой. Вилисы – сверхъестественные существа (умершие до брака невесты), которые принуждают мужчину танцевать до тех пор, пока он не упадёт замертво – вызывают Жизель из могилы, чтобы отомстить Альберту. Но любовь девушки спасает юношу от чар.

В статье 1841 года о премьере балета «Жизель» Теофиль Готье (либреттист) рассказал историю создания постановки. Он взял за основу старинную легенду о вилисах, описанную Генрихом Гейне в книге «De l’Allemagne». Ему показалось, что эти злые духи придадут особое очарование балету. Балет «Жизель, или Вилисы» впервые был представлен на сцене театра Ле Пелетье 28 июня 1841 года в Париже, с участием итальянской балерины Карлотты Гризи в роли Жизели.

Интерпретация Дады Масило
Как и во многих других своих работах, Дада Масило поднимает тему феминизма. Мирта, королева вилисов, предстанет как Сангома (шаман, врачеватель в Южной Африке, практикующий народную медицину), а вилисы – как духи / предки, призывающие Жизель присоединиться к ним и совершить возмездие.

Альберт предаёт любовь девушки, и Жизель не прощает. В версии Масило раскрываются темы горя, разбитого сердца, гнева и мести. «Фурия в аду ничто по сравнению с брошенной женщиной!». Только после отмщения Жизель сможет освободиться от мира смертных и стать свободным духом.

Дада Масило родилась и выросла в Йоханнесбурге, ЮАР. Профессионально начала заниматься танцами в возрасте 11 лет в студии Dance Factory (Фабрика Танца). В 17 лет окончила Йоханнесбургскую Национальную школу искусств. После года стажировки в театре танца в Кейптауне (Cape Town’s Jazzart Dance Theatre) была принята в Школу современного танца в Брюсселе (Research and Training Studios), где училась два года.
Её творческое становление как хореографа началось после возвращения в ЮАР в 2006 году. В 2008 году Масило стала лауреатом престижной премии Standard Bank Young Artist Award for Dance. Премиями Национального фестиваля искусств (National Arts Festival) были отмечены ее постановки «Ромео и Джульетта» (2008), «Кармен» (2009), «Лебединое озеро» (2010).

В 2011 году Даде Масило предложили выступить с сольным проектом на фестивале Anticodes Festival at Le Quartz, после чего ее работа под названием «Горький конец Розмари» получила приглашение отправиться в тур по Европе. В то же время другая её постановка «Лебединое озеро» активно гастролировала по Франции, Италии, Швейцарии, Германии.

Балетом «Кармен» открылась Лионская биеннале в 2014 году. Началось триумфальное шествие труппы по Европе; её работы были представлены в Норвегии, Греции, Нидерландах, России. Масило выступала в Бруклинской музыкальной академии (Нью Йорк, США) и Йельском университете с проектом Уильяма Кентриджа «Откажись от часа». Также представила своё «Лебединое озеро» в Оттаве, Монреале, в четырёх городах США; шесть последних представлений были даны в нью-йоркском Театре Джойс.

Масило влюблена в классику и глубоко чувствует классическое искусство – от Шекспира до Чайковского, от классического балета до фламенко. Как танцовщица, она обладает индивидуальным, узнаваемым стилем, демонстрирует впечатляюще зрелую артистичность. Как хореограф, она поразительно бесстрашна в интерпретации известных всем сюжетов, объединяя разнообразные техники в танце, комбинируя материалы оригинальной партитуры с современной музыкой и исполнителями.

Фабрика Танца
Проект был основан в 1992 году в Йоханнесбурге, Южная Африка, с миссией – создать «дом танца». В 1994 году труппа переехала из временного пристанища в отреставрированный автобусный ангар, где теперь есть большая студия и театр на 220 посадочных мест. Располагаясь в центре города, театр стал доступным для горожан и зрителей из пригорода. В период с 1993 по 2001 годы Фабрика Танца координировала 9 ежегодных танцевальных фестивалей для проекта Arts Alive. Эти фестивали были платформой для широкого спектра танцевального искусства: достойных зарубежных гостей, таких как Дональд Бёрд / Группа (Нью-Йорк), Росас (Брюссель), Роттердамский балет «Скапино», для профессиональных танцевальных коллективов со всей Южной Африки, танцевальных групп из округов и молодёжных коллективов. Многообразие стилей впечатляло: от классического балета до танца в резиновых сапогах, от физического театра до панцулы (очень энергичной танцевальной формы, которая возникла в черных поселках Южной Африки в эпоху апартеида). Фестивали предлагали обучение молодым выпускникам театральных училищ, что подвигло многих стать верными последователями своей профессии. Также это помогло молодым танцевальным группам из окраин и посёлков после тщательного отбора приехать на Фабрику Танца, раскрыть потенциал своих молодых талантов. Одним из таких самородков оказалась 11-летняя Дада Масило, которая прибыла на фестиваль с коллективом Soweto-based.

По просьбе лидеров танцевальных групп Фабрика Танца учредила программу официального обучения. В течении 10 лет она финансировалась Посольством Королевства Нидерландов. Всё началось с проекта, который проходил один раз в неделю, но потом превратилось в интенсивную семидневную программу, где люди разных возрастов – дети, молодёжь и взрослые – обучались балету и современному танцу, а также участвовали в работах лучших хореографов Южной Африки.

Театр также получил финансирование для своей образовательной программы от Национальной школы искусств и других организаций, которые могли также предложить качественную академическую подготовку. Конечно, не все подростки могли остаться на курсе, но те, у кого была такая возможность, получали максимальную поддержку и рекомендации для обучения в других городах Южной Африки или за границей. Так и Дада Масило после окончания учёбы в Школе современного танца в Брюсселе вернулась в Фабрику Танца и стала художественным руководителем театра.