Выставка «Суд Париса. Рождение богини»

24.11.2023 г.
Шереметевский дворец-Музей музыки
Выставка «Суд Париса. Рождение богини»

Продолжит программу Фестиваля открытие выставки «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце совместно с Музеем театрального и музыкального искусства. Проект посвящен актрисам, блиставшим на отечественной сцене и ставшим объектом поклонения публики, а для творцов – балетмейстеров, композиторов, писателей, режиссеров и художников – источником вдохновения.

Кураторы выставки – Наталья Метелица и Ирина Климовицкая.

ДизайнЮрий Сучков

 

Хронологические рамки выставки охватывают два периода: Прекрасная эпоха (1880-е – 1914) и послереволюционная эпоха, включающая расцвет сталинизма (1920-е-1950-е). В Прекрасную эпоху возник культ женщины, о котором писали братья Гонкуры: 

Женщина заменила религию и начинает производить то, что обычно производит религия: она заполняет умы и сердца. Она идея, поставленная на вершине общества.

В советский период «идея женщины» подверглась радикальной трансформации, однако осталась на вершине общества. 

Женщины, все чаще выбирая творческие профессии писателя, скульптора, художника, оказывались перед дилеммой: подобно Жорж Санд утверждать, что «у гения нет пола», либо, подобно Вирджинии Вульф, настаивать на женской природе своего творчества. Представительницы исполнительских искусств изначально были избавлены от такого выбора и не чувствовали потребности отрицать свою женскую сущность. Всепобеждающая женственность составляла неотъемлемую часть их таланта и творчества, еще сильнее подогревая обожание публики. Журнал «Театр и музыка» в 1922 году писал:

Ибо в день, когда впервые началось театральное действо — женщина обрела самый блистательный способ в полной мере раскрыть свою душу. Театр первый не только сделал женщину свободной, но и вознёс её на гребень славы. 

 

Персонажи выставки – не только земное воплощение мусических искусств, персонифицируемых Талией, Мельпоменой и Терпсихорой, но также отражение женских архетипов, персонифицируемых Афродитой, Афиной и Герой. Три олимпийские богини, представшие перед судом Париса, олицетворяют различные, но равно прекрасные аспекты женственности: любовь, мудрость, заботу. Публика, подобно Парису, вершит свой суд, выбирая тот или иной женский образ в качестве идеала и порой превращая его в идол. Каждому из нас случается выступать в качестве Париса.
Все героини были в свое время «вознесены на гребень славы». Выставка исследует феномен «богинь сцены» в таких аспектах, как отношения с Мастером, отношения с Публикой, отношения с Властью.

 

Экспозиция состоит из четырех залов, каждый соответствует определенному разделу. Первый зал создает собирательный образ Олимпа, следующие залы на примере конкретных судеб демонстрируют три пути, которые ведут на вершину славы:

Зал 1. Мои богини!

Зал 2.Путь на Олимп

Зал 3. Путь на Голгофу

Зал 4. «Светлый путь»

 

Зал «Мои богини!» представляет воображаемый Олимп. В нем собраны актрисы разных эпох, включая родоначальницу белого балета Марию Тальони и музу радиотеатра Марию Петрову. Все предельно ярко, каждая на свой лад, выражали «идею женщины» и отвечали чаяниям публики. Принадлежа всем, они не принадлежали никому. Отражаясь в зеркальных осколках своих ролей, они не совпадали ни с одной. 

Среди 35 персонажей зала — балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Айседора Дункан, Марина Семенова, Галина Уланова, певицы Полина Виардо, Лина Кавальери, Мария Кузнецова-Бенуа, Анастасия Вяльцева, актрисы Екатерина Семенова, Элеонора Дузе, Мария Андреева, Полина Стрепетова, Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Алиса Коонен, Зинаида Райх, Алла Тарасова, Любовь Орлова, Марина Ладынина.

 

Зал «Путь на Олимп» посвящен звездам Императорской сцены Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Обе совершали восхождение на Олимп самостоятельно, без поддержки «своего» режиссера. Главной опорой им служила публика. Если Савина находила отклик у более консервативного зрителя, то Комиссаржевская — у передового.

 

Зал «Путь на Голгофу» посвящен звездам экспериментального театра 1920-х -1930-х годов Алисе Коонен и Зинаиде Райх. Обе совершали восхождение на Олимп в соратничестве со «своим» режиссером. Детищем союза Коонен – Таиров стал Камерный театр, а благодаря союзу Райх – Мейерхольд сформировался ГОСТИМ. Для обеих актрис Олимп обернулся Голгофой: Алису Коонен постигла творческая смерть, а Зинаиду Райх — смерть мученическая. Их публика также подверглась истреблению.

 

Зал «Светлый путь» посвящен кинозвездам сталинской эпохи Любови Орловой и Марине Ладыниной. Обе были вознесены на Олимп по воле «великого кормчего», а их «светлый путь» своим блеском ослеплял публику, которая постепенно трансформировалась в «массу».

 

Партнеры выставки:

Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Академия художеств, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственный исторический музей, Государственный литературный музей им. В. Даля.