Международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

14.11.2020 г. - 12.02.2021 г.
Шереметевский дворец
Международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб»

Главным событием Фестиваля-2020 стала масштабная международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», которая открылась 14 ноября в Шереметевском дворце. Подробнее о том, как попасть на выставку, Вы можете узнать на сайте музея.

Выставка посвящена творческому пути Сергея Павловича Дягилева, выдающегося деятеля отечественной культуры, страстного пропагандиста русского искусства на Западе, реформатора и открывателя новых форм и новых имен, и его вкладу в развитие мирового балета.

Портрет С.П. Дягилева с няней. Л.С.Бакст, 1906. Государственный Русский Музей.

Выставка о личности Дягилева подобного масштаба и художественного уровня впервые представлена российскому зрителю. Этот амбициозный проект — беспрецедентный диалог художественных культур России и Европы. Он о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио Дягилевым в круговорот его бурной деятельности. О людях, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, о людях, которые помогали ему и кому помогал он. Портреты выдающихся творцов XX века России и Европы впервые собраны вместе, объединенные фигурой Сергея Павловича Дягилева.

Дягилев во многом был первым. Первым куратором художественных выставок, имевших концепцию и осмысленный творческий отбор работ, на них представленных. Ему принадлежит создание театрального спектакля как синтетического зрелища, в котором все составляющие: музыка, хореография, сценография и костюмы – были объединены в целостный художественный замысел. Как правило, именно Дягилеву принадлежало общее видение спектакля. Он участвовал в процессе создания, от замысла до выпуска. По существу, именно Дягилева можно назвать первым русским театральным продюсером, родоначальником этой профессии в России. Его странствующая труппа “Ballets Russes” существовала всего 20 лет, но ее спектакли имели оглушительный успех. Секрет этого успеха – в постоянном обновлении. Начав в 1909 году с репертуара, шедшего на Императорской сцене Мариинского театра, к концу 1910-х годов Дягилев сделал свою труппу платформой и лабораторией театрального авангарда, объединив вокруг себя европейских и русских художников различных направлений: Ларионова, Гончарову, Пикассо, Кокто, Матисса, Дерена, де Кирико.

Все новое в музыке немедленно привлекало внимание Дягилева. Именно ему своим приходом в балет обязаны Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев, Владимир Дукельский. Именно Дягилеву современная хореография обязана разнообразием танцевального языка, минимализмом оформления, значением постановочного освещения. Многое из того, что сегодня кажется самим собой разумеющимся, впервые появилось на сцене в «Русских сезонах» великого импресарио.

Дягилев – в единственном лице отвечал и за творческое решение спектаклей, и за финансовую самостоятельность своего дела. Он обладал потрясающей способностью объединять вокруг себя, увлечь своими идеями не только творческих людей, но и финансистов, дипломатов, царствующих особ и состоятельных поклонников и поклонниц, ставших на многие годы его верными соратниками. Его отношения с композиторами, художниками, хореографами, танцовщиками определяло только одно – их необходимость в той новой творческой задаче, которую он себе определял, и их возможность ее реализовать. Так на алтарь новых творческих побед в жертву была принесена дружба с Александром Бенуа, Львом Бакстом, Михаилом Фокиным, Вацлавом Нижинским, Леонидом Мясиным — создателями и свидетелями многих творческих побед дягилевской труппы. Но новые горизонты манили вперед.

Суть своего понимания новаторства Дягилев определил еще в 1900 году: «Чтобы идти вперед, нельзя строить все благополучие на смелости новизны,» – писал он В. В. фон Мекку. Он понимал и чувствовал обязательность преемственности прошлого в каждом новаторстве. «Это был парадокс, из которого рождались все идеи дягилевских спектаклей, и динамика, которой это сопровождалось, служила одним из источников его личной неукротимой энергии» (Ш. Схейен). Поэтому так органичны были его метания между модернизмом с его стремлением к бесконечному экспериментаторству в конце 1910-х годов и поворот к неоклассицизму в 1920-е годы через хореографию Брониславы Нижинской и Джорджа Баланчина.

Выставка «В круге Дягилевом» посвящена сложному эволюционному пути Сергея Дягилева, творцам, которых он привлекал к реализации своих замыслов и от которых освобождался, если уже не чувствовал в них творческой необходимости.

Содержание выставки определено двенадцатью сюжетами (или 12 «кругами»), идущими в хронологическом порядке жизни Дягилева. За каждым стоит определенный творческий период жизни импресарио. Наполнение этих периодов определяется прежде всего кругом персон, которых Дягилев привлек и объединил своими идеями.

Художественный образ выставки состоит из двух частей:

  1. Главный портретный ряд. Здесь представлены живописные, графические и фотопортреты соратников Дягилева.

  2. Сопровождающий ряд, посвященный наиболее важным творческим событиям, участниками и союзниками в которых были люди, показанные в этой своеобразной портретной галерее. В сопровождающем ряду могут быть представлены афиши и программы, эскизы костюмов и декораций, документальные фотографии художественных выставок и сцен из спектаклей, письма и документы.

Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Особенно острые моменты творческих взаимоотношений, полемики героев раскрыты через цитаты из их писем, публикаций того времени, мемуаров.

В замысел данной выставки не входит рассказ о детских и юношеских провинциальных годах героя. Выставка начинается с 1890 года с приезда Дягилева в Петербург, а заканчивается двумя последними, особо выделенными сюжетами, – «Мечты о России» и «Смерть в Венеции», таким образом сюжет как бы закольцовывается, значимые для импресарио образы имперской столицы России и итальянского мистического города на воде перекликаются, замыкая круги его жизни и судьбы.

Автопортреты и портреты, выполненные Валентином Серовым, Львом Бакстом, Борисом Кустодиевым, Анри Тулуз-Лотреком, Петровом-Водкиным, Константином Сомовым, Михаилом Ларионовым, Эдвардом Мунком, Жаном Кокто, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Жак-Эмиль Бланшем, Джорджо де Кирико и другими выдающимися художниками XX века, – представлены на выставке, многие из них демонстрируются в России впервые. К выставке подготовлен уникальный альбом-каталог на двух языках.

Среди партнеров выставки – Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей изобразительного искусства Дагестана, Центр Помпиду (Париж), Музей Парижской Оперы, Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Художественный музей Руана, Галерея современного искусства (Турин), а также частные коллекции из России, Франции, Бельгии, Италии.

Выставка проходит при поддержке: Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, ГМК «Норильский никель», Фонда Делзелла, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, Французского института и Посольства Франции в РФ, Фонда Михаила Баженова и компании Sennheiser.

Важную роль в организации выставки и привозе экспонатов из регионов России и из-за рубежа сыграл Фонд развития Музея театрального и музыкального искусства во главе с директором Фонда Штаркман Александрой Михайловной. 

ГЛАВНЫЙ СПОНСОР ВЫСТАВКИ: Банк ВТБ (ПАО).


Посещение выставки организовано со всеми противоэпидемическими предосторожностями и ограничениями. Просим зрителей соблюдать требования Роспотребнадзора и, в частности, надевать маски и перчатки при входе в Шереметевский дворец – Музей музыки.