«Терезин–квартет»

14.11.2023 г. 20:00 - 22:00
Александринский театр
«Терезин–квартет»

Балетная программа Фестиваля стартует на исторической сцене Александринского театра — труппа Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина представит недавнюю премьеру «Терезин-квартет»: 4 одноактных балета на музыку Эрвина Шульхофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Ханса Краса. Эти композиторы — узники концентрационного лагеря Терезиенштадт, где в 1941-1945 годы нацистским режимом были убиты 33 тысячи человек, а 88 тысяч человек депортированы в Освенцим и другие лагеря смерти. Терезин был освобожден советскими войсками 9 мая 1945 года. 

В проекте главенствует число 4: прозвучит музыка, написанная для струнного квартета. На сцене в каждом балете единовременно будет находиться от 4 до 8 человек.

 

Перед зрителем предстанет лагерь Терезин, который считался лагерем легкого содержания. Там собрали заключенных с очень высоким уровнем культуры и образования. Среди них оказалось немало учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В Терезине были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли и выставки. Но проходило время, и заключенных отправляли в лагеря, подобные Освенциму. 

На сцене — четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета в постановке четырех известных российских хореографов:

Павел Хаас. Струнный квартет №3 ор.15 (1938)

Хореограф Алессандро Каггеджи, лауреат Международного и Всероссийского конкурсова

Ханс Краса. Струнный квартет ор.2 (1921)

Хореограф Татьяна Баганова, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

Гидеон Кляйн. Партита для струнных (1944)

Хореограф Максим Петров, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

Эрвин Шульхоф. Пять пьес для струнного квартета (1923)

Хореограф Александр Сергеев, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

Автор идеи, музыкальный руководитель — Алексей Трифонов, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета.

 

Эрвин Шульхоф был одним из самых популярных чешских композиторов своего времени. В 1932 г. он основал джазовый квартет и работал над идеей создания джазовой школы. По мере того, как жизнь становится всё сложнее для евреев и приверженцев «левых» убеждений, Эрвин Шульхоф всё больше проникается идеями коммунизма. В 1932 г. он пишет музыку к Коммунистическому манифесту. В 1941 г. он получил советское гражданство и ждал визы для себя, своей жены и сына. Уверенный в успехе, он заранее отослал свои работы в СССР, что спасло творческое наследие композитора от уничтожения. 23 июня 1941 г., на следующий день после нападения Гитлера на Советский Союз, Шульхофа бросили в тюрьму. Зимой он был депортирован в концлагерь Вюльцбург в Баварии, где скончался в 1942 г.

 

Гидеон Кляйн родился в 1919 г. в г. Пршерове в Моравии. В 1941 г. был депортирован в Терезиенштадт. Кляйн продолжал давать сольные концерты как пианист и исполнял камерную музыку со своими коллегами из Праги. Среди музыкальных произведений, написанных в Терезине, были камерная струнная музыка, хоровые произведения, мадригалы на стихи Гельдерлина и Вийона, фортепианная соната, музыка для театра. В 1944 г. Гидеон Кляйн был отправлен в Освенцим, а оттуда в Фюрстенгрубе, трудовой лагерь по добыче угля около Катовиц в Польше. Его не стало 27 января 1945 г. в возрасте 26 лет.

 

Павел Хаас родился в 1899 г. в Брно. Начал сочинять музыку в 14 лет. В 1920-1922 гг. учился в консерватории у выдающегося композитора Леоша Яначека. 2 апреля 1938 г. в Брно состоялась премьера оперы Хааса «Шарлатан». В 1941 г. Хаас был отправлен в Терезиенштадт, где продолжал сочинять музыкальные произведения. Первая работа, созданная в концлагере, — хоральная композиция «Не оплакивайте» на основе еврейских текстов Давида Шимони. Затем последовали «Этюд для струнных инструментов» (1943) и «Четыре песни китайской поэзии» (1944). Оба произведения исполнялись заключенными Терезина и часто звучали в послевоенных музыкальных программах. 16 октября 1944 г. Павла Хааса депортировали в Освенцим.

 

Ханс Краса родился в 1899 г. в Праге. Учился в Немецкой музыкальной академии. Восхищался произведениями Игоря Стравинского. Несколько его произведений были опубликованы в Вене и Париже. Работал в качестве преподавателя по вокалу в Новой немецкой опере. В 20-х годах выступал в США и Франции. Создал несколько песенных циклов для оркестра и для фортепиано, симфонию для маленького оркестра, струнный квартет, кантату «Земля Господа», оперу «Обручение во сне» по новелле Достоевского «Дядюшкин сон», камерное произведение для клавесина и семи инструментов. После нескольких лет, проведенных в Терезине, 16 октября 1944 года был отправлен в Освенцим.

 

 «Мы ни в коем случае не сидели, плача и стеная, на брегах рек вавилонских, наша воля к культуре была адекватна нашей воле к жизни…», — Виктор Ульман (1898–1944), австрийский и чешский композитор, в 1942 году депортированный в Терезиенштадт.

 

 СМИ о спектакле: 

Четыре композитора, четыре постановщика – прошлое и настоящее. Это не истории композиторов, рассказанные языком современного балета. Хореографам была дана полная творческая свобода, возможность двигаться во все стороны, ничем себя не ограничивая. 

Анна Коломоец, журнал «Музыкальная жизнь»

 

Танцовщики Нижегородского театра успешно и ярко справились со всеми разного рода задачами… Вот что значит заданный энтузиазм и ответная мотивация во имя познания нового.

Музыкальный и балетный журналист, эксперт фестиваля «Золотая маска» Майя Крылова