Спектакль WITHIN («Внутри»)

16.11.2023 г. 20:00 - 21:30
Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Спектакль WITHIN («Внутри»)

Балетную программу Фестиваля продолжит спектакль WITHIN («Внутри») индийской балетной компании Адити Мангалдас на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом». Труппа Адити Мангалдас — это высококлассные артисты, работающие в стиле индийского классического танца катхак. Танцевальная форма катхак зародилась в Северной Индии. Первыми её исполнителями были храмовые сказители, сопровождавшие пересказы мифов жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов катхак, став придворным танцем, обогатился новыми элементами, в частности — сложными ритмами. 

Спектакль WITHIN — прекрасный образец традиционного и современного индийского танца катхак, исполненный на высоком профессиональном уровне и в эффектных современных декорациях. Отдельно стоит отметить работу со светом, создающую особую атмосферу спектакля. В основе спектакля — размышления о времени и его силе воздействия на человека. Заставляет ли время обращаться «внутрь» себя, чтобы распознать наши самые глубокие, самые сложные эмоции? Способны ли мы заглянуть в это противоречивое пространство внутри, где человечность и жестокость, мужественность и женственность, добро и зло, кажется, кружатся в полуобъятьях. Человек в потоке времени, вся его жизнь, — это баланс и выбор, который мы совершаем, который нас формирует. 

Артисты предстают перед залом в национальных нарядах, длинных, блестящих, в танце из-под них видны надетые на лодыжки колокольчики гунгру. Один из самых узнаваемых инструментов исполнителей катхака лишь слышно: сперва кажется, что звон возникает сам собой, разлит в воздухе. Босые стопы танцовщиков стучат, плоско, мелко переступают. Руки же, грациозные, выразительные, оказываются краской, связанной с душой. Они, если так можно выразиться, отвечают за психологию: передают, о каком состоянии танец, выводят наружу чувства.

Классический индийский танец, сочетающий в себе тысячелетнюю философию и потрясающую виртуозность. Артистизм солистки Адити Мангалдас и ее уравновешенность, драматический дар и исключительная техника буквально гипнотизируют зрителя на протяжении всего действа.

Российский зритель однажды имел возможность познакомиться с труппой Адити Мангалдас во время ее гастролей в рамках Чеховского фестиваля в Москве в 2021 г., когда была представлена работа «Жизнь». Теперь и петербуржцы получат возможность увидеть самобытный коллектив из 8 танцовщиков и 4 музыкантов в рамках Фестиваля «Дягилев. P.S.». Что важно в свете исторического уклона Фестиваля, индийская тематика имеет связь с репертуаром труппы Дягилева. С 1909 по 1912 год Русские сезоны представляли в европейских столицах балеты восточной тематики: 13 мая 1912 года сезоны открылись премьерой балета «Синий бог» на музыку Рейнальдо Ана, хореография Михаила Фокина, декорации и костюмы Льва Бакста, сценарий Жана Кокто. Главный персонаж балета в исполнении Вацлава Нижинского ассоциирован с индусским богом Кришной. Декорация Бакста была выполнена по мотивам изображений скульптур из храмового комплекса кхмеров Байон в Ангкор-Тхом XII века. Основу хореографии составляли сиамские танцы, которые Михаил Фокин увидел во время гастролей сиамской труппы в Санкт-Петербурге.

 

 «Чтобы понять себя, вы должны создать зеркало, точно отражающее то, что вы есть… Только в понимание того, что есть, заключается свобода от того, что есть», — Дж. Кришнамурти, индийский духовный учитель.

 

СМИ о спектакле: 

Катхак в версии Мангалдас — большой автономный мир со своими законами… Есть техника, нейтральная вещь. Есть традиция, территория гармонии, мирных размышлений, изящества, виртуозности. И есть современность — отражение новых ощущений в танце.

Танцевальный критик и историк Тата Боева