Pure Dance («Чистый танец»)

26.11.2019 г. 20:00
БДТ им. Товстоногова. набережная реки Фонтанки, 65
Pure Dance («Чистый танец»)

На главной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова была представлена программа “Pure Dance” («Чистый танец») в исполнении суперзвезды танцевального мира, российской балерины Натальи Осиповой. Премьера балета состоялась в сентябре 2018 г. на сцене театра Сэдлерс Уэллс.

В программе «Чистый танец» — семь хореографических опусов: «Листья увядают» Энтони Тюдора и «Шесть лет спустя» Роя Ассафа, два соло, специально созданных для Натальи Осиповой хореографами Алексеем Ратманским, Иваном Пересом и приглашенным хореографом-постановщиком из Японии – Юка Оши.

Танцевальные партнеры Натальи — три танцовщика, включая звезду Американского театра балета – премьера Дэвида Холлберга, который также солирует в программе с хореографией Кима Брэндстрапа.
Программа захватывающих и эклектичных танцевальных номеров — своего рода путешествие от мира классического балета к современному репертуару.

«Танец Осиповой абсолютно убедителен и чарующе красив»
— The Times

«Триумфальная программа, сочетающая современность и классические традиции»
— «Сцена»

«Наталья Осипова — одна из самых выдающихся балерин в мире, с взрывной техникой и потрясающим драматическим талантом»

— The Independent

На Фестивале состоялась российская премьера программы «Чистый танец», получившей превосходные отзывы прессы и профессиональной критики.

Наталья Осипова, Театр Садлерс Уэллс, Великобритания

ПРИМЕЧАНИЕ ОТ НАТАЛЬИ ОСИПОВОЙ.

Я очень рада, что после нашего первого сотрудничества в 2016 году Сэдлерс-Уэллс попросили меня разработать программу Pure Dance. В этой программе я хотела представить зрителям работы, демонстрирующие силу танца, создающего движение, эмоции, вдохновение. Эти работы созданы хореографами, которыми я восхищаюсь: от абсолютно признанных икон, таких как Тюдор (наследие балета) и Ратманский (современность) до начинающих художников, чьи работы настолько многообещающи, что будущее танца представляется очень захватывающим.

Для меня большая честь, что Дэвид Холлберг так любезно согласился присоединиться ко мне на сцене в этой программе, ведь, он один из лучших танцоров своего поколения и способен передать всю суть и драгоценность работы, в которой он участвует.

Танец – это удивительный язык, будь то классический танец, современный или любой другой стиль. Мне очень нравится танцевать и работать с замечательными хореографами и танцорами, которые вдохновляют меня.

Каждая часть этой программы отражает мой личный вкус и надежды на будущее искусства, которое мне так дорого.

– Наталья Осипова

I ЛИСТЬЯ УВЯДАЮТ

Хореограф: Энтони Тюдор
Мировая премьера: 17 июля 1975 года, Американский театр балета (Нью-Йорк)
Продолжительность: 7 мин.
Исполнители: Наталья Осипова и Дэвид Холлберг
Композитор: Антонин Дворжак
Музыка: вокальный цикл «Кипарисы» в аранжировке для струнного квартета
Дизайн костюмов: Патриция Ципродт
Создатель костюмов (портной): Аманда Барроу
Покраска костюмов: Шейла Уайт
Осветитель: Адам Кэрри
Репетиторы: Джон Гарднер, Аманда МакКерроу

«Основное па-де-де из балета «Листья исчезают», поставленного Энтони Тюдором, было представлено в содружестве с The Antony Tudor Ballet Trust. Балет воплощает собой артистичность, проницательность и актуальность работ Энтони Тюдора.

Па-де-де соткан из деликатных нюансов, воплощает ностальгические воспоминания о любви и размышления о горько-сладкой красоте уходящей жизни. Когда лето переходит в осень, мы вспоминаем о разных моментах нашей собственной жизни и о том, как меланхоличная красота падающих цветов и увядающих листьев может стать лучшей метафорой самой жизни».

– Компания Энтони Тюдора

Фото: © Johan Persson

II ТРЕПЕТ

Хореография: Иван Перес
Мировая премьера: 12 сентября 2018 года, Сэдлерс-Уэллс
Продолжительность: 15 мин.
Исполнители: Наталья Осипова и Джейсон Киттельберг
Композитор: Нико Мьюли
Музыка: Mothertongue (Родной язык)
(I. Архив II. Душ IV. Монстр)
Ассистент хореографа: Кристофер Тэнди
Дизайн костюма: Кристина Каннингем
Главный по костюмам: Питер Тодд
Создатель костюма (портной): Аманда Барроу
Художник по свету: Найджел Эдвардс

«Трепет» – живой, резонирующий танец, представляющий собой простую метафору «прыжка в бездну», «шага в неизвестность». В состоянии дрожащего возбуждения тела танцовщиков в полупрозрачных костюмах переплетаются, исследуя движения воздушных потоков. Они появляются и исчезают во тьме, обозначая своё присутствие после отсутствия. Также как отлёт и прибытие – эту постановку можно сравнить с отложенным рейсом. Её лёгкость противопоставляется неясной глубине (воздушность — текучести), приглашая зрителей в путешествие по исследованию этих ощущений.

«Когда Наталья предложила мне создать эту постановку для неё и Джонатана Годдарда, я почувствовал сильное желание исследовать наши отношения как нечто неизведанное/ неизвестное и открыть новые территории для желаемого. Меня сразу вдохновила волнующая музыка композитора Нико Мьюли под названием «Родной язык». Здесь звуковой фон женских голосов состоит из цифр, извлеченных из адресов, где жил Нико (женские голоса произносят серии цифр и географических названий, где жил Нико). Своеобразный архив воспоминаний, несущих эмоциональный отголосок его личного путешествия. Желание Натальи создать новую работу, в которой она может открыть для себя что-то неизведанное, столкнувшись с новым языком движения, стало большим вдохновением для этого спектакля и для моей жизни в частности».

– Иван Перес, Сентябрь,2018

Фото: © Johan Persson

III В ОТСУТСТВИИ

Хореография: Ким Брэндстрап
Мировая премьера: 12 сентября 2018 года, Сэдлерс-Уэллс
Длительность: 8 мин.
Исполнитель: Дэвид Холлберг
Композитор: Иоганн Себастьян Бах
Музыка: Чакона до минор (часть 1)
Дизайн костюма: Кристина Каннингем
Художник по свету: Жан Калман

«Слово «absence» в заголовке имеет разные значения и интерпретации. Во-первых, он отсылает к заветному моменту в творческом процессе, когда танцор выучил и освоил новый танец, он бездельничает и просто слушает музыку. Погружаясь в себя, он временно «отсутствует», его неподвижность и отдалённость выражают его интенсивную концентрацию, полное поглощение музыкой, он ищет олицетворение музыки, намечая движения хореографии. Дэвид хорошо знал Чакону Баха, когда мы начали репетиции в студии. Меня поразило как он слышит и обрабатывает музыку, он был сосредоточен и тоже время «отстранён» с первого дня.

Затем, по мере работы в студии, это загадочное чувство «отстранённости» усилилось. Всё это превратилось в совместное путешествие, поскольку мы пытались понять огромное эмоциональное влияние, которое музыка оказывала на нас обоих. Когда соло скрипки порхнуло через комнату, создалось ощущение пустоты и покинутости (безлюдности) в окружающем нас пространстве. Даже когда инструмент наполнил комнату звуком, он каким-то образом заставил пространство казаться широким и пустынным. Музыка усиливала чувство отстранённости, окружавшее Дэвида: он казался одиноким, оставленным в пустоте, погруженным в странное ощущение чего-то или кого-то, кого уже там не было, кто ушёл, покинул это место, исчез…».

– Ким Брэндстрап, Сентябрь, 2018

Фото: © Johan Persson

IV ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС

Хореограф: Алексей Ратманский
Мировая премьера: 12 сентября 2018 года, Сэдлерс-Уэллс
Длительность: 6 мин.
Исполнители: Наталья Осипова и Дэвид Холлберг
Композитор: Ян Сибелиус
Музыка: Грустный вальс
Дизайн костюма: Мориц Юнге
Создатели костюма (портные): Для Натальи Осиповой — Сюзанна Паркинсон из Parkinson Gill / Для Дэвида Холлберга — Аманда Барроу)
Покраска костюмов: Никола Киллин

«Я знал Наталью с её первых дней в Большом театре, когда я был там художественным руководителем, и по работе в Американском театре балета, где я также сотрудничал с Дэвидом Холлбергом. Они оба особенные артисты, которые стали дороги моему сердцу, и я рад, что мы воссоединились втроём для работы над этим произведением.

«Valse Triste» — короткая работа. «Грустный вальс» — произведение финского композитора Яна Сибелиуса. Это та музыка, под которую я хотел сам танцевать, и она носит очень личный характер для меня. И теперь она приобрела новое значение, потому стала частью собственного проекта Натальи с названием, которое мне очень импонирует: «Чистый танец».

– Алексей Ратманский , Сентябрь, 2018

Фото: © Johan Persson

Фото: © Johan Persson

V ШЕСТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Хореограф: Рой Ассаф
Мировая премьера: 4 ноября 2011 года, Тель-Авивский центр сценических искусств Сюзан Далаль, Израиль
Продолжительность: 22 мин.
Исполнители: Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер
Музыка: Deefly, Лунная соната Бетховена и «Reflections of my life» группы «Marmalade»
Аранжировка: Реут Иегудай
Ассистент хореографа: Мэдисон Хок
Портниха: Хая Гейман
Художник по свету: Омер Шейзаф

«Какое событие предшествовало этой встрече?

Знание того, что недавнее прошлое случайно станет причиной новой встречи, переместив вас между очевидным настоящим и предполагаемым прошлым.

Мы не знаем, встречались ли они раньше, любили ли, надеялись ли они на новые встречи. Мы можем понять, что произошло за шесть последних лет, предшествовавших этому моменту, только по тому, что они сами решат показать нам сейчас.

Неловкая встреча, смущенная, безмолвная. Возможно, они помнят друг друга, может быть, они пытаются доказать, что эти шесть лет не прошли впустую.

Они двигаются, жестикулируют у нас перед глазами, и каждый миг движения либо подтверждает то, что мы думаем, либо разрушают наши предположения».

– Амир Клигер

Фото: © Johan Persson

VI АВЕ МАРИЯ

Хореограф: Юка Ойши
Мировая премьера: 12 сентября 2018 года, Сэдлерс-Уэллс
Продолжительность: 7 мин.
Исполнитель: Наталья Осипова
Композитор: Франц Шуберт
Музыка: Аве Мария, Ellens Gesang III III, Д. 839, Барбара Бонни и Джеффри Парсонс
Дизайн костюма: Стюарт Дж. Чарльзуорт
Создатель костюмов (портной): Кингсли Холл
Художник по свету: Адам Кэрри

«Несмотря на музыку, это не религиозная постановка. Аве Мария о женщине, её силе любви и чувствительности.

Когда я начала выбирать тему, интуиция подсказала мне обратиться к женской сущности Натальи. Мне представлялось, как она танцует в простом белом платье под мощную, но красивую красивую композицию.

Я считаю, что танец – это язык, который мы можем только прочувствовать. Работая с Натальей, я подумала, что смогу найти вместе с ней новый способ выразительности или даже новый язык».

– Юка Ойши, Сентябрь, 2018

Фото: © Johan Persson

VII ОСТАВЛЕННЫЕ ПОЗАДИ

Хореограф: Джейсон Киттельбергер

Мировая премьера: 21 июля 2019, Despertares a Soul Arts Production, Гвадалахара, Мексика
Продолжительность: 7 мин.
Концепция: Наталья Осипова
Музыка: Сергей Рахманинов, Элегия — op.3 No. 1
Костюмы: Джейсон Киттельбергер
Свет: Адам Карре
Исполнители: Наталья Осипова и Джейсон Киттельбергер

Балет «Оставленные позади» был создан и представлен в мексиканской Гвадалахаре в составе спектакля Despertares компании Soul Arts Production в июле 2019. Эмоциональная музыка Элегии Рахманинова захватила и вдохновила Наталью Осипову. Постановка «Оставленные позади» – о влиянии, которое оказывают на нас другие люди, и о том, как сложно нам полностью осознать это влияние, пока они не исчезнут из нашей жизни. Невозможно просто «оставить за дверью» все то, что привнес в нас другой человек. Время от времени нам необходимо к этому возвращаться, ведь в сущности оно всегда внутри нас.