Открытие Фестиваля. Спектакль «ПОСВЯЩЕНИЕ НИЖИНСКОМУ»

14.11.2019 г. 19:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Александровский парк, 4
Открытие Фестиваля. Спектакль «ПОСВЯЩЕНИЕ НИЖИНСКОМУ»

СПЕКТАКЛЬ «ПОСВЯЩЕНИЕ НИЖИНСКОМУ»:

«Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо)
«Видение розы» (хор. Марко Гёке)
«Неужели я влюбился в сон?» (хор. Йерун Вербрюгген)
«Петрушка» (хор. Йохан Ингер)

Фестиваль откроется спектаклем «Посвящение Нижинскому» в исполнении Балета Монте-Карло. Не случайно именно это труппа представлена в юбилейной программе Фестиваля. Именно в Монте-Карло с 1911 года и до кончины импресарио располагалась база «Русских сезонов». Здесь проходили репетиции и премьеры всех балетов и опер антрепризы, решались творческие и финансовые вопросы. После смерти Дягилева в 1929 г. была образована труппа «Русский балет Монте-Карло», в которой собрались бывшие танцоры-дягилевцы. Она просуществовала до начала 1960-х годов. Сегодня здание Театра Монте-Карло украшает памятная доска Сергею Дягилеву и его «Русским сезонам», а на набережной перед Театром Монте-Карло установлен памятник Сергею Дягилеву.

Спектакль «Посвящение Нижинскому» представляет четыре новые хореографические версии XXI века шедевров Ballets Russes: «Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо), «Видение розы» (хор. Марко Гёке), «Нравилась ли мне мечта?» (хор. Йерун Вербрюгген) и «Петрушка» (хор. Йохан Ингер). Этот спектакль – двойной оммаж: 110-летию Ballets Russes и 130-летию со дня рождения легендарного танцовщика и балетмейстера, звезды дягилевских «Русских сезонов» и новатор в области хореографии— Вацлав Нижинского.

Спектакль будет представлен дважды на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом».

 

«ДАФНИС И ХЛОЯ» (ХОР. ЖАН-КРИСТОФ МАЙО)

Хореография: Жан-Кристоф Майо
Музыка: Морис Равель
Сценография и рисунки: Эрнест Пиньон-Эрнест
Костюмы: Жером Каплан
Освещение: Доминик Дрилло
Видео: Эрнест Пиньон-Эрнест и Матье Стефани
Возобновление: Бернис Коппитерс

Длительность: 31 мин.
Премьера состоялась 1 апреля 2010 года, Grimaldi Forum Monaco

«Дафнис и Хлоя» – не новый спектакль, премьера состоялась в 2010 году, но за это время хореограф сменил акценты.  В этом балете мы видим две пары любовников, совсем юных Дафниса и Хлою, и вторую более зрелую пару Доркона и Ликэнион. С уходом со сцены жены и музы выдающейся танцовщицы Бернис Коппьетерс, которая танцевала партию Ликэнион, Майо перенес фокус со взрослой пары на юную. Теперь Дафниса и Хлою танцуют Симоне Трибуна и Анхара Баллестерос.

 


«ВИДЕНИЕ РОЗЫ» (ХОР. МАРКО ГЁКЕ)

Хореография: Марко Гёке
Музыка: Карл Мария фон Вебер
Сценография: Марко Гёке
Художественный консультант: Надя Кадель
Костюмы: Михаэла Спрингер
Освещение: Удо Хаберленд

Продолжительность: 24 мин. 
Премьера состоялась 14 июля 2009 года, Terrasses du Casino de Monte-Carlo

Марко Гёке — создатель более шестидесяти работ, которые исполняются по всему миру: в Тель-Авиве и Сан-Паулу, входят в репертуар Большого канадского балета Монреаля, Канадского национального балета, Баварского государственного балета, Финского национального балета в Хельсинки, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Москве, Балета Цюриха, Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Венской государственной оперы.

Гёке удостоен нескольких международных наград, включая премию земли Баден-Вюртемберг в области культуры (2005) и премию Нижинского в Монте-Карло (2006). Критики журнала Tanz удостоили его звания «хореограф года» в 2015 году, голландской танцевальной премии Zwaan, а также итальянской премии Danzadanza 2017 года.

 


«НЕУЖЕЛИ Я ВЛЮБИЛСЯ В СОН?» (ХОР. ЙЕРУН ВЕРБРЮГГЕН)

Хореография: Йерун Вербрюгген
Музыка: Клод Дебюсси
Костюмы: Шарли Ле Минду
Освещение: Фабиана Пиккьоли

Продолжительность: 12 мин. 

Премьера состоялась 8 декабря 2018 года, Salle Garnier, the Opera de Monte-Carlo

Для своего опуса Йерун Вербрюгген выбрал иное название, в отличие от множества прочих обращений к сюжету «Послеполуденного отдыха Фавна». В качестве названия хореограф использовал первую строку из поэмы Малларме «Неужели я влюбился в сон?», тем самым подчеркнув интроспективный характер своего балета, наряду с традиционной для сюжета репрезентацией животного начала. Хотя красной нитью в балете сохраняется тема эротизма, эта версия «Фавна» отходит от замысла, выраженного в оригинале.  В противовес каноническому «Фавну» Ballets Russes, демонстрировавшему бесстыдную похоть присущую этому странному существу, Йерун Вербрюгген исследует вопросы сексуальной самоидентификации. Чего по-настоящему желает наше тело? По каким неизведанным ощущениям тоскует?


«ПЕТРУШКА» (ХОР. ЙОХАН ИНГЕР)

После Михаила Фокина Александр Бенуа
Хореография: Йохан Ингер
Помощник: Кристоф Доцци
Музыка: Игорь Стравинский
Сценография: Курт Аллен Уилмер с estudiodeDos
Костюмы: Сальвадор Матеу Андухар
Освещение: Фабиана Пиччоли

Продолжительность: 36 мин.

Специально создано для Les Ballets de Monte-Carlo

Премьера состоялась 8 декабря 2018 года, Grimaldi Forum Monaco

Йохан Ингер, в прошлом солист Королевского балета Швеции и легендарного Нидерландского театра танца, где и состоялся его первый официальный дебют в качестве хореографа. Его талант сразу был отмечен Иржи Килианом и получил развитие в других успешных постановках для NDT. Далее последовало художественное руководство ведущей шведской компанией «Кульберг-балет». В 2013 году Ингер был удостоен престижной награды имени Карины Ари за развитие и популяризацию шведского танцевального искусства в мире.

Сегодня Йохан Ингер — признанный хореограф во всем мире. Его работы входят в репертуар Нидерландского театра танца, Кульберг-балет, Балет Оперы Гётеборга, Королевский балет Швеции, Балет Базеля, Национальный балет Норвегии, Национальный балет Испании, Балет Монте-Карло, Балет Ганноверской оперы, Балет Руана, Дрезденский балет Земперопер, Финский национальный балет, Hubbard Street Dance, Национальная танцевальная компания Уэльса и др.

Фото: © Alice Blangero

 


«Русские потешные сцены «Петрушки» Стравинского Йохан Ингер интерпретировал как интернациональную «гиньольную» притчу об отчаяниях, рефлексиях и возрожденном торжестве протестующего человеческого духа. Автор поместил действие в мир глянцевой мишуры и высокой моды. Кутюрье Сергей Лагерфорд в черном костюме и черных очках (явная отсылка к Карлу Лагерфельду) пребывает на вершине славы. Ассоциативно обнаруживаются параллели и с импресарио Сергеем Дягилевым. Кукольную троицу —  Петрушку, Арапа и Балерину — постановщик превратил в манекенов. Художник Сальвадор Матеу Альдухар окутал артистов Жиоржи Оливейру, Альваро Прието и Анну Блэкуэлл в обтягивающие трико: словно некие структурные формы скульптурной человеческой субстанции, антропоморфные муляжи с бельмами вместо глазниц. Эти манекены в спектакле — связь между живым и неживым, магически соединяющая материю и дух, жизнь и смерть. Они живут в спектакле собственной жизнью. В них, даже отправленных на склад после модного показа, не гаснут человеческие чувства, а в финале разбитый манекен Петрушки оживает. В своей умной работе Ингер смешивает миры людей и манекенов, где переплетается желание быть понятым, плотское влечение, сила, продажная любовь и жажда взаимности. Спектакль «Петрушка», когда-то сочиненный Стравинским, Фокиным, Бенуа и исполненный Нижинским, теперь поставлен в эстетике современного танцтеатра и в контексте современных жизненных реалий».

– Александр Фирер, Российская газета











Top.Mail.Ru