Международная научная конференция «В КРУГЕ ДЯГИЛЕВОМ. PR КАК СЕКРЕТ УСПЕХА»

23.11.2016 г.
Международная научная конференция  «В КРУГЕ ДЯГИЛЕВОМ. PR КАК СЕКРЕТ УСПЕХА»

23 ноября в Музее актеров Самойловых прошла международная научная конференция «В круге Дягилевом. PR как секрет успеха». Участники конференции исследовали приемы и инструменты, искусно использовавшиеся Сергеем Дягилевым, для успеха и мирового признания Ballets Russes. Ключевыми спикерами конференции стали: Джейн Притчард (Великобритания), Михаил Мейлах, Ольга Хорошилова. Конференция завершилась презентацией издания рукописи С. Л. Григорьева «Оригинальный Русский Балет, 1932-1952». В честь выхода книги была открыта фотовыставка «Немеркнущие звезды. Труппа полковника де Базиля».

 Еще в пору работы над журналом «Мир искусства» и организацией художественных выставок в Петербурге, Дягилев не раз сталкивался с силой общественного мнения и личного расположения тех или иных влиятельных персон. Первым серьезным уроком для него, пожалуй, стал идеологический конфликт, выразившийся в полемике через прессу, со всеми уважаемым критиком Владимиром Стасовым — поборником принципа утилитаризма в искусстве.

Взваливая на себя всю работу по подготовке своих первых выставок, начиная от подбора и развески картин и заканчивая созданием каталога выставки с научными статьями и точной атрибуцией работ, Дягилев никогда не забывал про прессу. Ее представители приглашались не только на вернисажи, но и на пышные банкеты с участием представленных художников, чтобы на следующий день осветить событие в газетах.

Еще более важной, чем расположение журналистов, была для Дягилева реакция публики. Здесь импресарио в первую очередь стремился заручиться поддержкой наиболее влиятельных представителей высших кругов, законодателей мод, вкусы и пристрастия которых становились общепринятыми. Удивительный талант очаровывать, располагать к себе, завораживать, без сомнения, был частью дягилевской стратегии.
Продуманная организация публики на предпремьерных показах «Шехеразады» и «Весны священной» вызывала впоследствии определенную реакцию в обществе и прессе, что привело к утверждению новых путей развития хореографии. И таких примеров на всем пути существования Ballets Russes множество.

Сегодня, спустя почти столетие, мы можем проанализировать и оценить приемы Дягилева с точки зрения современных знаний и технологий управления общественным сознанием. Не пригодится ли исторический опыт Ballets Russes и в наши дни при утверждении новых идей, течений и критериев в художественном и театральном искусстве?