Education

Об участнике «Дягилев P. S.»-2023: фильм «Aidan.doc»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Кинопрограмма XIV Фестиваля «Дягилев P. S.» объединила несколько тем: дягилевские мотивы и история, национальное в культуре, женщины, которые меняли искусство. Об одной из них зрители узнают из документального фильма Aidan.doc. Премьера пройдет в пространстве Левашовского Хлебозавода 17 ноября.

 


Лента коллекционера Алексея Бокова рассказывает об одной из самых значимых и востребованных российских современных художниц и галеристов. Айдан Салахова родилась в семье художника Таира Салахова. В советские годы он основал новое реалистическое направление в живописи, суровый стиль, и, будучи председателем Союза художников, привозил в СССР художников-экспериментаторов. Айдан училась в мастерской отца, которую считали лучшей в стране по качеству. Освоив технику классической живописи, она переключилась на современное искусство. В 1989 году Салахова вместе с художниками Евгением Митта и Александром Якутой открыли «Первую галерею» современного искусства. Они выставляли и продавали работы таких художников-концептуалистов, как Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Семен Файбисович. С 1992 по 2012 год работала ее «Айдан галерея» — одно из ключевых московских арт-мест, которое сейчас превратилось в пространство для художников. 

Салахова работает и как художник. Ее работы не раз участвовали в Венецианской биеннале. Свою творческую манеру Айдан неоднократно меняла. Она начинала с работ, в которых сочетались ориентальные и эротические мотивы, позже стала создавать нарочито красивые автопортреты в образе одалисок и в национальных одеждах. В 2000-е годы началась новая страница в творчестве. Салахова занялась мраморной скульптурой. Материалом для ее работ стал знаменитый итальянский каррарский мрамор. Темы остались — это мир женщины в исламе, размышление о традициях и их проблематизация. 

 

Выдающийся художник, который сейчас работает в скульптуре.

Зельфира Трегулова об Айдан Салаховой для Aidan.doc

 

В фильме Aidan.doc Айдан Салахова рассказывает о себе от первого лица. Размышления о карьере галериста и художника, взглядах на искусство, отношениях с коллегами соседствуют с подробностями из личной жизни. Зрители узнают, что воспитало вкус Салаховой, как она создала одну из самых интересных галерей современного искусства и как боролась с онкологией, как она продолжила творить, несмотря на диагноз. Aidan.doc позволит заглянуть в дом Айдан Салаховой и в ее скульптурную мастерскую.

 

 

Монолог героини дополняют архивные кадры и реплики ее окружения — художников, искусствоведов, членов семьи, друзей. Среди участников — искусствовед Зельфира Трегулова, художник, галерист и режиссер Евгений Митта, президент Центра современного искусства «Винзавод», где много лет существовала «Айдан галерея» Софья Троценко, художница и скульптор Патти Николи, коллекционер и автор проекта Aidan.doc Алексей Боков.

 

Свои и чужие работы можно по-разному интерпретировать, но это отвлекает от того замысла, который художник вкладывает в произведение. Мое направление каждое десятилетие зависит от того, что происходит в моей голове. Я не люблю выставки в галереях, мне нужны пространства, которые раскрывают мои произведения. В голове у меня появляется картинка-вспышка, дальше я реализовываю это.

Айдан Салахова. Цитата из фильма Aidan.doc

 

Кадр из фильма Aidan.doc

 

Генеральный продюсер и соавтор сценария — Алексей Боков, режиссер, художник-постановщик и соавтор сценария — Наталья Гудович. После показа состоится обсуждение картины с создателями. 

Партнеры проекта — Левашовский Хлебозавод и онлайн-кинотеатр Okko.

Вход — по предварительной бесплатной регистрации.