Просвещение

Ваганова: «королева вариаций», которая не стала дягилевской балериной

Агриппина Ваганова — одна из крупнейших фигур русского балета первой половины XX века. Она работала в Мариинском театре в то же время, когда Сергей Дягилев служил в Дирекции Императорских театров чиновником по особым поручениям. Виртуозная балерина, чьи данные не отвечали стандартам петербургского балета, Ваганова могла бы стать солисткой «Русских сезонов», где искали новое лицо танца. Рассказываем, как артистка станцевала в легендарной «Шопениане» Михаила Фокина — но не попала в труппу Дягилева.

Агриппина Ваганова, 1900-е годы

Фактически история отношений Дягилева и Вагановой не случилась. Они могли общаться в конце 1900-х — начале 1910-х годов, когда Агриппина Яковлевна танцевала в Мариинском театре, а Сергей Павлович жил в Петербурге. Тогда, в начале XX века, Ваганова уже стала солисткой балетной труппы и «царицей вариаций». В то же время продвинуться дальше ей мешали не самые удачные с точки зрения балета, в особенности академического танца XIX века, физические данные. Ваганова была невысокой — вероятно, даже для танцовщиц своего времени, которые были значительно ниже современных и даже артисток второй половины XX века. Также у нее были крепкие, тяжеловатые для балета ноги и не самые гибкие, недостаточно пластичные и изящные руки. Так Агриппина Яковлевна надолго задержалась в ранге солистки — достаточно высоком, но не наивысшем. Крупные, в том числе главные партии ей стали давать лишь к финалу карьеры. Он пришёлся на 1910-е годы.

Реформы Михаила Фокина, который начал экспериментировать в Мариинском театре в тот же период, должны были сделать Ваганову союзницей нового искусства. Фокинское понимание танца — более свободное, ориентированное на античные образцы, не настолько ориентированное на дисциплину и иерархию и классическую балетную красоту, как балеты Мариуса Петипа — скорее подходило виртуозной, умелой, но не умещавшейся в стандарты Вагановой. Однако в первые годы его работы в Мариинском Агриппина Яковлевна не стремилась сойтись с новым балетмейстером. Облик и художественные установки академического танца были ей намного ближе, чем «раскрепощенное» тело.

Агриппина Ваганова, балет «Шопениана»

Встреча с людьми круга Дягилева произошла благодаря случаю. Директор Императорских театров Владимир Теляковский давал танцовщице после родов мало партий. Фокин же предложил ей участвовать в Мазурке в «Шопениане» — и остался доволен тем, как артистка следовала за его замыслом. Историк русского балета Любовь Блок в статье отмечала, что «раз испробовав Ваганову в мазурке, восхитился ею, как и все, и дал последовательно и сольный вальс с кавалером».

Однако выйти на сцену в знаменитом балете помог случай. В 1910 году заболела Тамара Карсавина, которая исполняла соло в Вальсе из «Шопенианы». Ваганову назначили на замену. Она успешно ввелась в спектакль. Балетный критик Аким Волынский писал о «стреловидной прямоте всех линий» и отмечал, что «порывы и разбеги ее несутся на публику. Но вдруг они замирают на последнем звуке оркестра. Лишь руки, разбросанные в воздухе, трепещут мелкой зыбью». 

Агриппина Ваганова в «Шопениане»

Несмотря на благоприятное впечатление, которое Агриппина Яковлевна произвела на публику и критиков, Фокин не отметил ее как потенциальную участницу «Русских сезонов». Косвенно Ваганова сама об этом говорила: «Мне, не избалованной судьбой на сцене, улыбнулось большое счастье. Моя „дерзость“ понравилась, успех был большой. Но мне редко приходилось этот вальс исполнять, так как затем все были здоровы». Когда собрался очередной состав артистов Мариинки для выезда в Европу, «королевы вариаций» среди них не было.

Однако, несмотря на неслучившуюся историю сотрудничества, именно «Шопениана» позже снова связала Ваганову и Фокина. Агриппина Яковлевна уже как педагог-репетитор в 1930-е годы восстановила этот балет. В нем танцевала юная выпускница Галина Уланова.

 

Иллюстрации к статье: Кремшевская Г.Д. Агриппина Яковлевна Ваганова’. Л.: Искусство, 1981.