Просвещение

Тамара Карсавина: не только классическая балерина

Тамара Карсавина была одной из прим «Русского балета» — танцовщица, которая долго работала с Дягилевым и исполнила многие партии, которые позже вошли в золотой фонд балеринских партий XX века. Она станцевала Жар-птицу в одноименном балете Стравинского и воплотила Девушку в «Видении розы» и «Балерину» в «Петрушке». Однако Карсавину интересовали и старинные танцы. Мы расскажем об одной из страниц ее российской танцевальной биографии, «Вечере танцев XVIII века».

 

Если искать книги о Тамаре Карсавиной, можно наткнуться на издание «Тамаре Платоновне Карсавиной „Бродячая собака“ 26 марта 1914 года», оно же «Букет Тамаре Карсавиной». Это небольшой буклет со статьями, которые посвящены балерине. Он примечателен хотя бы тем, что стал первым и единственным изданием знаменитого артистического кафе. Внутри — стихотворения Анны Ахматовой, Михаила Кузмина, Максимилиана Волошина в честь артистки, ее портреты авторства Валентина Серова, Сергея Судейкина, Людвига Кайнера. Эта книга появилась благодаря сольному вечеру Карсавиной в «Бродячей собаке».

Как именно и кому пришла мысль о вечере балерины в богемном кафе, достоверно не известно. Вечер готовили очень быстро — буквально за пару недель. Карсавина приехала в Санкт-Петербург в середине марта — до этого она танцевала у Дягилева. 

О том, как Карсавина репетировала, мы знаем:

Фантастическое впечатление остается у случайного зрителя, попавшего с яркого весеннего дня в волшебный полумрак и видящего типичные старинные танцы в современном костюме, впечатление незабываемое. Странно непривычно и хорошо. 

 

Почему Карсавина?

В 1910-е годы Карсавина была единственной балериной, которая могла заинтересоваться вечером старинной музыки и танцев. Это было связано с ее, по замечанию хореографа, Федора Лопухова, «очень редкой в балеринской среде того времени» интеллигентностью и образованностью. Знакомство с кружком мирискусников, которых интересовала культура прошлых столетий, личная начитанность и включенность в художественную среду — все это предопределило появление Вечера. 

Дорогое удовольствие

Билеты на Вечер для тех, кто не входил в постоянный круг «Бродячей собаки», были достаточно дороги — цена достигала размера средней зарплаты в те времена. Скорее всего, таким образом балерина решила помочь кафе, у которого намечались финансовые сложности. Ее имя привлекало «чужаков», которые платили за возможность увидеть известную артистку. 

 

Критика вечера

Идея выступления артистки в небольшом подвале, где проходили музыкальные вечера, но которое все же не имело репутацию «балетного» места, удивляла современников. Пресса до Вечера была настроена скептически; журналисты ждали плохой результат и готовились «разнести» Карсавину. Ее считали большой балериной — и выступление в «Бродячей собаке», по мнению многих, портило ее репутацию. 

 

Как выглядел Вечер

За внешний вид постановки отвечал художник Сергей Судейкин. Он придумал оформление зала, разработал костюм балерины. 

О хореографии известно немногое. Карсавина исполняла старинные танцы XVIII века — но какие именно, в каком порядке, какие-либо детали, неясно. Отзывы сохранили небольшие интересные детали: например, то, что вечер был очень камерным, Карсавина танцевала близко к публике. Эдуард Старк писал:

Мы чувствовали, как на нас точно надвигаются чары волшебницы. Она творила красоты танцевальной пластики с божественной легкостью, она носилась на пространстве в несколько квадратных аршин, она мелькала, кружилась, легко от земли отделялась, подобно цветочному пуху, сдуваемому нежным прикосновением ветерка, она была воплощенный танец. Карсавина тут с небывало ощутимой ясностью показала, какой она мастер. Ибо только мастер, поработивший под свою власть искусство со всей его техникой, со всеми его затаенными трудностями, со всеми неожиданностями, которые скрываются в его области, может так танцевать, может облечь ритмическое волнение, рождаемое звуками музыки в прекрасном, жизнью наполненном теле, в столь законченную форму, из этого священного трепета танца создать образ, сияющий улыбкой весны, прозрачный, точно зеркало уснувшего в тени дерев пруда, и говорящий сердцу человека на волшебном языке красоты.

 

По материалам статьи «Прима-балерина спускается в подвал: „Вечер танцев XVIII века“ Тамары Карсавиной в „Бродячей собаке“»

Шекалов В.А. Прима-балерина спускается в подвал: «Вечер танцев XVIII века» Тамары Карсавиной в «Бродячей собаке» // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prima-balerina-spuskaetsya-v-podval-vecher-tantsev-xviii-veka-tamary-karsavinoy-v-brodyachey-sobake.