Просвещение

Рассказываем об участниках «Дягилев P. S.»-2023: «Время Долгушина»

Друзья, мы продолжаем представлять танцевальную программу «Дягилев P. S.». Еще один российский участник Фестиваля — Самарский театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича. Этот коллектив уже приезжал в Петербург со спектаклями современного балета. Концертная программа «Время Долгушина», которую зрители смогут увидеть 28 ноября на Основной сцене БДТ имени Георгия Товстоногова, впервые покажет балетную труппу театра в старинной и неоклассической хореографии.

Никита Долгушин, главный герой вечера «Время Долгушина» — фигура уникальная. В молодые годы он, танцовщик петербургской школы, солист Театра оперы и балета имени Кирова (сейчас Мариинский театр) и Новосибирского театра оперы и балета, был одним из выдающихся артистов Северной столицы. Завершив сценическую карьеру, Долгушин сосредоточился на балетмейстерской деятельности — и стал одним из первых советских и российских хореографов второй половины XX века, кто заговорил о важности старинного танца, о возвращении на подмостки хореографии начала столетия. Как хореограф-автор Долгушин тяготел к неоклассической хореографии. 

Его называли «эстетским танцовщиком» и «рыцарем балета». Один из ключевых советских историков балета Вера Красовская посвятила именно Никите Александровичу одну из двух своих книг-портретов — поставив Долгушина в ряд с еще одним своим героем, Вацлавом Нижинским. Молодой Долгушин-танцовщик в 1960-1970-е годы отличался от своих коллег по сцене. В период, когда самым востребованным был силовой танец и мощные фигуры, изящный, элегантный, похожий на изысканного принца Никита Долгушин танцевал Альберта из «Жизели», Ферхада из «Легенды о любви» Юрия Григоровича, Ромео в одноименном балете в версии Олега Виноградова. Начав ставить, он обратился к спектаклям начала века — и стал заниматься архивами, искать пути возрождения постановок таких авторов, как Михаил Фокин. Параллельно судьба свела его с Самарским театром оперы и балета. Его балетную труппу Никита Александрович возглавлял с 1997 по 2006 год и поставил там многие ключевые свои спектакли.

 

Не боясь громких сравнений, искусство танцовщика Долгушина можно уподобить птице Феникс, чья песнь звучит тем звонче, чем ярче пылает обжигающий крылья костер.

Вера Красовская, из книги «Никита Долгушин»

Вечер «Время Долгушина» состоит из трех частей, каждая из которых расскажет об отдельной ипостаси хореографа. В программу вошли два старинных спектакля, которые восстановил или редактировал Никита Александрович: «Павильон Армиды» — балет Михаила Фокина на музыку Николая Черепнина, знаменитая постановка, которая шла в рамках «Русских сезонов», одна из жемчужин репертуара театра, и второй акт датской версии «Сильфиды» — Долгушин осуществил собственную редакцию хореографии Августа Бурнонвиля. Также зрители увидят фрагменты оригинальной версии «Кармен-сюиты» на музыку Бизе и Щедрина, которую Никита Долгушин поставил специально для самарской труппы. Хореограф сделал главными героями истории только Кармен и Хосе — в балете нет любовного треугольника и соперника-Тореро. Вместе с постановками Долгушина самарские танцовщики исполнят фрагменты из постановок Игоря Чернышева, еще одного главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета, — дуэт Фригии и Спартака и дуэт и соло Клеопатры и Антония. 

 

Если хотите познакомиться с наследием одного из самых интеллектуальных и элегантных советских хореографов и увидеть его версию старинного спектакля Михаила Фокина, следите за нашими анонсами. Продажа билетов на события Фестиваля — с 20 сентября.