Просвещение

Рассказываем об участниках «Дягилев P. S.»-2023: «Терезин-квартет»

Друзья, мы начинаем представлять участников программы «Дягилев P. S»-2023. Танцевальную программу 14 ноября на сцене Александринского театра откроет новый для Фестиваля коллектив — Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. Они привезут танцевальный вечер «Терезин-квартет», созданный в партнерстве с продюсерским агентством JokerLab. Премьера программы состоялась в нижегородском зале Пакгаузы на Стрелке в ноябре 2022 года.

 

Терезин — название небольшого чешского города в 60 км от Праги и одного из известных концлагерей времен Второй Мировой. Сюда привозили многих интеллектуалов, музыкантов, творческих работников — Терезин считали привилегированным местом. Попадали сюда и композиторы. Музыкальный менеджер и художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов оттолкнулся от этого факта и придумал танцевальный вечер на сочинения четырех авторов, которые в военные годы находились в концлагерях, в том числе в Терезин. 

Музыку Эрвина Шульхофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса и Ханса Красы объединяет далекое тревожное настроение, звуки, в которых можно расслышать приближение зла. В то же время их композиции — без жесткой структуры, импрессионистские, легкие — полны света и надежды. Это музыка молодых людей, которые проживают свои лучшие годы и лишь вдалеке слышат нечто дисгармоничное. Исполняет ее струнный квартет «La Voce Strumentale». Музыканты становятся недвижными персонажами балета, находятся на сцене, «играя роль» горожан, окружения главных героев.

«Терезин-квартет» состоит из четырех произведений, каждому из которых соответствует хореографическая новелла. Хореографы — Алессандро Каггеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров и Александр Сергеев — ушли от истории лагеря. Их герои борются — но это борьба с внутренним, вечным. Персонажи Алессандро Каггеджи не могут выпутаться из любовного многоугольника. Новелла Татьяны Багановой абстрактна и представляет гранд-даму российского современного танца в новом качестве — как балетного хореографа. Максим Петров работает с геометрией и скоростью движения, сочиняет динамичное действо, в котором главным мотивом становится диагональ. Часть Александра Сергеева, которая замыкает «Квартет», похожа на неоклассический вальс — представьте Баланчина, который обратился к классическим бальным формам. 

Разные идеи хореографов обрамляет и собирает воедино сценография и свет. Художница Этель Иошпа создала подвижные полотна, которые образуют новые пространства для каждой части и в то же время поддерживают ощущение, что все герои находятся в одном мире. А художник по свету Стас Свистунович придумал лаконичный и говорящий свет, который становится еще одним героем спектакля.

 

«Терезин-квартет» – не вечер одноактных балетов, а единый спектакль. Он начинается, когда музыканты в черных жилетах и артисты в лапсердаках и капелюшах со своим нехитрым скарбом проходят на сцену через замерший во тьме зрительный зал. Они будто бы и нас вовлекают в свой круг – круг… не смирившихся. 

Наталия Звенигородская, Независимая газета

Фотограф Ирина Гладунко

«Терезин-квартет» — спектакль для тех, кто готов познакомиться с новой музыкой, пофантазировать вместе с хореографами, что в ней можно расслышать, и узнать четыре разных истории за один вечер.

Чтобы увидеть, как четыре современных хореографа работают с музыкой 1930-1940-х годов, следите за нашими анонсами. Продажа билетов на события Фестиваля — с 20 сентября.