Просвещение

Рассказываем об участниках «Дягилев P. S.»-2023: «Суд Париса. Рождение богини»

Традиционная часть программы «Дягилев P. S.» — открытие новой выставки, которую создает Музей театрального и музыкального искусства. В этом году это «Суд Париса. Рождение богини», экспозиция, которая посвящена Дивам. Она начнет работу в Шереметевском дворце — Музее музыки 24 ноября.

А одно из приуроченных к выставке событий, концерт Алексея Гориболя «Любовь поэта», откроет дягилевскую программу-2023 уже 13 ноября в Государственной капелле.

 

Герой античного мифа Парис выбирал самую красивую богиню среди трех претенденток, Афродиты, Афины и Геры. В наши дни суд Париса совершает публика. Только она может признать ту или иную фигуру культовой, вознести на пьедестал. 

Выставка, которую курируют Наталья Метелица и Ирина Климовицкая, рассказывает о богинях XX века, актрисах, оставшихся в истории как уникальные фигуры, — то есть тех, кто вышли из «зала суда» публики с триумфом. Их имена стали нарицательными, а образы — моделями для подражания и недостижимыми образцами. Каждая из них по-своему была и остается Дивой. О них зрители узнают в трех аспектах: отношения с публикой, отношения с главным мастером в их судьбе, отношения с властью. 

 

А. Р. Менгс. Суд Париса. Государственный Эрмитаж

 

Четыре зала Шереметевского дворца посвящены разным темам. Первый назван «Мои богини!» — это фантазийный Олимп, где обитают 35 идолов разных эпох. Среди них — балерины Мария Тальони, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, певицы Полина Виардо и Мария Кузнецова-Бенуа, актрисы Элеонора Дузе, Полина Стрепетова, Алиса Коонен. Каждая по-своему представляла идеал женщины, и они составили целую галерею образов. Во всех осталась их частица, но каждую из них публика не разгадала до конца — возможно, это секрет их притягательности.

Второй зал, «Путь на Олимп», посвящен двум актрисам Императорских театров — Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Обе проложили путь к славе самостоятельно, не опирались на режиссера, который создал бы театр вокруг них. Обе стали символом разных направлений русского театра. Мария Савина в своих образах отразила традиционный актерский театр XIX века, в котором зрители ждали встречи с Личностью артиста на сцене. Вера Комиссаржевская выразила настроение общества первых десятилетий XX века и символистского театра. 

В третьем зале, «Путь на Голгофу», зрители узнают о трагической судьбе двух ключевых актрис советского театра 1920-х — 1930-х годов, Алисы Коонен и Зинаиды Райх. Обе нашли своих Мастеров, режиссеров, чьи идеи они воплощали на сцене. Обе приняли ту же судьбу, что их покровители и супруги, которых власть репрессировала или лишила возможности работать. 

Четвертый зал — «Светлый путь» — расскажет о дивах, творчеству которых власть и лично Сталин покровительствовали. Киноактрисы Любовь Орлова и Марина Ладынина воплощали разные стороны «новой советской женщины». На экране скромные, в жизни блистательные, они вели за собой публику.

«Суд Париса» объединит экспонаты из 12 государственных музеев и 5 частных собраний. Среди них — Русский музей и Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. Бахрушина, Государственный Эрмитаж и Российский национальный музей музыки. Объекты из частных коллекций предоставили петербургская KGallery, В. В. Загонек, Д. Д. Чуковский и другие. 

 

Выставка откроется во время XIV Фестиваля «Дягилев P. S.». Узнать о женщинах-кумирах можно будет с 24 ноября 2023 года по 21 апреля 2024 года в Шереметевском дворце — Музее музыки на Фонтанке, 34.