Просвещение

Об участнике «Дягилев P. S.»-2023: круглый стол «Национальное в современном»

Друзья, мы рады представить еще одно событие просветительского блока «Дягилев P. S.»-2023. 24 ноября в пространстве Хлебозавод пройдет круглый стол «Национальное в современном», который Фестиваль организует совместно со школой Masters.

 

Культура отражала вопросы национального, аутентичного, народного с момента, когда эти понятия возникли — в середине XIX века. Вопросы собственной национальной идентичности и ее выражения, также как и обращение к традиции и стилю других культурах занимали умы творцов. Так композитор Михаил Глинка стал одновременно официальным изобретателем русской оперы и автором испанского стиля в музыке, — как называл его композитор Мануэль де Фалья. В XIX веке художники, музыканты, писатели и балетмейстеры сочиняли фантазийные страны. Значительной вехой в культуре стало увлечение Востоком и античностью, которому предшествовали научные открытия и наращивание торговых связей. 

Со временем понятие национального трансформировалось. В наши дни, в XXI веке, стало важно расслышать аутентичные голоса народов мира, изучить подлинные культурные традиции разных регионов. Мировой успех хореографов Акрама Хана, рассказывающего  об индийской культуре и традиционном танце катхак, и Сиди Ларби Шеркауи, переносящего на сцену боевые искусства шаолиньских монахов, свидетельствует о повсеместном интересе к поискам корней и размышлениям о родной культуре. 

 

Тема национального и традиционного в контексте современности принципиально важна и для Фестиваля «Дягилев P. S.». С первых лет существования Фестиваля его гостями становились самобытные и актуальные авторы, ставившие своей творческой задачей осмысление собственной национальной идентичности и исследование черт коллективного национального портрета. Наряду с уже упомянутыми мастерами — Акрамом Ханом и Сиди Ларби Шеркауи Фестиваль представил Петербургу танцовщика и хореографа Сабуро Тешигавара, нашедшего параллели между японской культурой и Достоевским,  танцевальную компанию «Noism», филигранно связавшую условно-индийскую у Петипа «Баядерку» с кодексами средневековой Японии, ирландского хореографа и исследователя Брендана де Галли, который использовал наследие ирландского традиционного танца в работе над «Весной священной». 

Тема национального, мультикультурного непосредственно связана с Сергеем Дягилевым и его труппой«Русский балет». Танцовщики Дягилева прославились в Европе в «ориентальных» балетах первых лет — самый известный из них «Синий бог» Михаила Фокина. А одни из самых знаменитых спектаклей компании, «Весна священная» Вацлава Нижинского и «Свадебка» Брониславы Нижинской, осмысляли славянские традиции.

 

 

В рамках XIV сезона Фестиваля «Дягилев P. S.» участники круглого стола рассмотрят, как в современном мире трансформируется понятие национального, как его видят в разных сферах культуры — от моды и архитектуры до театра, музыки и танца; зачем в нынешнем мире говорить о культуре разных народов и как это делать, влияет ли сегодняшний мир на то, как мы формулируем вопросы национального и как о нем рефлексируем.

 

В круглом столе участвуют практики и теоретики искусства, архитектуры, музыки, театра, танца:

композитор, резидент Дома радио Алексей Ретинский, продюсер культурных проектов и куратор проекта musicAeterna folk Катерина Ростовцева, основательница галереи современного искусства Marina Gisich Gallery Марина Гисич, художница Ульяна Подковырова, режиссер, куратор, один из основателей театрального объединения «Алиф» Туфан Имамутдинов, куратор программ танца Дома культуры «ГЭС-2» и исследователь современного танца Анастасия Прошутинская, историк архитектуры, заведующий кафедрой русского искусства факультета истории искусства РГГУ Илья Печенкин, искусствовед, историк искусства, автор книги «Бакст в Париже» Елена Беспалова.

Модераторредакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин.

 

Продюсер Катерина Ростовцева, musicAeterna folk:

Необходимость чувствовать принадлежность – одна из сильнейших потребностей человека. В условиях глобализации она проявляется заново. У людей возникает естественное желание чувствовать причастность к аутентичной культуре, даже если они мало что знают о ней.

 

Куратор и исследователь Анастасия Прошутинская, ГЭС-2:

Я работаю с современным танцем. Танец модерн искал универсальные основания, законы гармонии и движения, применимые везде и для всех. Танец постмодерн к таким амбициям относится, конечно, критически. Необходимо учитывать локальный контекст. Но что это значит?

 

Историк архитектуры Илья Печенкин, РГГУ:

XIX столетие стало «веком национализмов», когда крупнейшие державы Старого Света озадачились самоидентификацией через этнокультурные традиции. Случай Российской империи особенно ярок. Тема «национального возрождения» базировалась на рецепции западных романтических воззрений. При этом «русское» оказалось прежде всего предметом культурного конструирования.

 

Галерист Марина Гисич, Marina Gisich Gallery:

Национальное в современном – это современный культурный инструментарий и традиция, национальный код и актуальное мышление, внимание и питание локальным как необходимость понимаемая собственной идентичности.