Просвещение

Пьер Лакотт — человек, который увидел балет

10 апреля 2023 года на 92-м году жизни скончался Пьер Лакотт. Сегодня имя французского танцовщика, педагога и балетмейстера в первую очередь связано с его реконструкциями старинных балетов. С Фестивалем «Дягилев P. S.» Лакотта связывали многолетние отношения: балетмейстер был членом Почетного комитета Фестиваля. Рассказываем, что мы запомним о французском фантазере, благодаря которому многие балеты обрели новую жизнь.

 

«Россия всегда меня поражала. Меня же воспитала русский педагог Любовь Егорова, бывшая солистка Мариинского театра, которая работала с Петипа. Она дала мне очень много и в интеллектуальном, и в артистическом плане. Я мечтал приехать в Россию и своими глазами увидеть все, что я знал. Реальность превзошла ожидания. Мариинский театр меня поразил. Казалось, что сами стены разговаривают со мной голосами Нижинского, Карсавиной и Егоровой. Не знаю, как объяснить, но Россия для меня как вторая родина». Так сказал Пьер Лакотт в интервью газете «Коммерсантъ» в 2022 году. Тогда, 4 апреля, он отмечал большой юбилей, 90 лет. 

 

Многое в биографии Лакотта рифмовалось. Он, родившийся в семье, далекой от искусства, с детства загорелся мыслью поступить в балетную школу Парижской оперы. Маленький Пьер уговорил родных пойти на спектакль — и увидел «Жизель» с когда-то дягилевским протеже, а в сороковые, когда это и происходило, звездным танцовщиком, всесильным руководителем балета в Опера Сержем Лифарем и Лисетт Дарсонваль. Позже с Лифарем его свяжет профессональная биография — уже выпускник школы и молодой танцовщик Лакотт поступит в Опера под его директорское руководство. Лифарь поддерживал Лакотта как артиста — но не видел его в качестве балетмейстера, из-за чего тот вынужден был уйти из труппы. 

Опера не исчезла из его жизни. Много лет спустя, когда Лифарь уже не возглавлял труппу, со сценой Лакотт попрощался все же там: станцевал очаровательную дань старине, романтическую «Бабочку» Марии Тальони — естественно, в своей версии. Карьера автора балетных реконструкций началась там же. В 1972 году Лакотт создал по документам, которые он получил даже из Мариинского театра, обновленную (а, если быть точными, остаренную, возвращенную к своему старинному виду) «Сильфиду». После этого были «Марко Спада», «Дочь фараона» и, конечно, все та же «Жизель» — ее Лакотт вернул в Оперу в 1991-м, к 150-летию балета.

«Сильфида»

 

Почему в принципе понадобилось возрождать старинные балеты? Лифарь, при котором Лакотт пришел в Опера, при всем своем стремлении переакцентировать спектакль на себя, исполнителя главной мужской партии, минимально вмешивался, собственно, в хореографию. Зато его «наследник по прямой», еще одна суперзвезда во главе труппы, Рудольф Нуреев, от души улучшал спектакли Петипа. Эффектнее, сложнее, плотнее — так выглядели его редакции классических названий. Лакотт же, ученик Любови Егоровой, решил вернуть на сцену романтизм во всем его блеске, трогательности и изяществе. Он возвращал в спектакли нежную старинную пантомиму — правда, не в ее историческом, доскональном изводе, а ровно в тех количествах, что требовались для придания постановкам очарования прабабушкиной открытки. Он возвращал старинную хореографию — но там, где новые версии танцев слишком «прирастали» к спектаклю, не убирал их лишь достоверности ради. Его спектакли кто-то называл реконструкциями, кто-то — стилизациями. Истина была, вероятно, посередине. Чтобы так непринужденно и правдоподобно фантазировать о балете XVIII и XIX века, как Пьер Лакотт, нужно было его досконально знать. А также, что даже важнее, любить и самому находиться под его очарованием.

«Пахита»