Просвещение

«Любовь поэта»: о героинях и авторах из программы Алексея Гориболя

Новая авторская программа «Любовь поэта» друга и неоднократного участника Фестиваля, пианиста и музыкального продюсера Алексея Гориболя, откроет «Дягилев P. S.». Она вступает в диалог с одним из событий программы, выставкой «Суд Париса. Рождение богини» в Шереметевском дворце — Музее музыки. 

В афише театрализованного вечера — произведения композиторов-романтиков Карла Мария фон Вебера, Роберта Шумана, русского представителя этого стиля Антона Аренского, Густава Малера, которого называют «последним романтиком», и авторов XX-XXI века Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского и Леонида Десятникова. Пьесам соответствуют героини — женщины-дивы, любимицы публики, объекты многолетнего поклонения: Тамара Карсавина, Майя Плисецкая, Вера Комиссаржевская, Анна Ахматова, Любовь Орлова. Многие их них станут и героинями выставки «Суд Париса», посвященной судьбам «богинь» артистических кругов XX века. Каждая из них — феномен и муза, которая раскроется через свою музыкальную эпоху.

«Любовь поэта» объединит Алексея Гориболя за роялем, баритона Бориса Пинхасовича, сопрано Альбину Латипову пианиста Павла Коновалова, солистов musicAeterna Владислава Песина и Алексея Жилина и артиста БДТ имени Товстоногова Тараса Бибича.

 

 

В программе «Любовь поэта» встречаются самые разные пары муз и творцов. Некоторые из них знали друг друга и творили вместе. Другие – были современниками. Третьи вели творческий диалог сквозь время. 

Анна Ахматова и Сергей Прокофьев заключили заочный творческий творческий союз.
Вокальный цикл «Пять стихотворений Ахматовой», который выбрал Алексей Гориболь, появился в 1916 году. В этот момент и Ахматова, и Прокофьев были молоды и уже снискали славу. В 1914 году вышли «Четки» – сборник стихов, после которого о поэтессе заговорили. На счету Прокофьева были хулиганские музыкальные эксперименты. Он успел познакомиться с Дягилевым, заинтересовал его своими сочинениями и получил высокую оценку: единственный оставшийся в России после Стравинского композитор. 

Быстро начав карьеру в Европе, Прокофьев не смог вернуться туда из-за Первой мировой. Он ездил по России и искал новые темы в творчестве. Композитор заинтересовался материалом из «Четок» и первого сборника Ахматовой, «Вечера», и выбрал пять текстов. 

Цикл получился разноплановым. Четыре первых номера образуют историю любви. Она  начинается светло и радостно, а завершается скорбью. Финальная часть, «Сероглазый король», выступает как эпилог, повторяет тему трагической любви. 

В программе «Любовь поэта» голосом цикла станет солистка Большого театра, сопрано Альбина Латипова. 

 

В Капелле зрители услышат и знаменитое Адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера. Пианист Алексей Гориболь выбрал для него двух героинь. Одна — прима-балерина Майя Плисецкая — танцевала под эту мелодию. Вторая — жена и многолетняя муза композитора Альма Малер — была причастна к созданию произведения.

Когда Густав Малер завершил Адажиетто, он послал рукопись Альме Шиндлер. Пара познакомилась во время работы над всей симфонией и еще не сочеталась браком. К нотам не прилагалось даже приписки. Легенда сообщает, что, несмотря на «молчание» посылки, Альма немедленно поняла, что это — признание в любви. 

Задумчивое, загадочное и манкое Адажиетто «зажило» отдельно ото всей Пятой симфонии. Уже через три года после премьеры Пятой симфонии его впервые исполнили самостоятельно. 13 ноября в Капелле Алексей Гориболь исполнит версию для фортепиано, которую посвятил двум великим женщинам.

В 1973 году французский балетмейстер Ролан Пети поставил для Майи Плисецкой — настоящей советской звезды, которую ценили в разных странах, — спектакль «Гибель розы» на музыку Малера. Для одной из частей Пети выбрал Адажиетто. 

Воздушный танец на знаменитую мелодию Плисецкая исполняла долго, около 15 лет. Менялись партнеры, сцены, страны. Неизменными оставалась великая Майя — и творение модельера Ива Сен-Лорана, нежное платье из розового шифона. Когда костюм, сшитый в Париже, увидели в костюмерном цехе Большого театра, он произвел фурор. В СССР до этого шили лифы из бязи. Тончайшая ткань, приделанная прямо к эластичному лифу, была новшеством, — и во многом вторила и хореографической задумке Пети, и музыке Малера.

 

 

Еще одной героиней «Любви поэта» стала Любовь Орлова. Она воплощала на экране мечту о советской женщине: смелой и нежной, настоящей строительнице нового государства. В киноленте «Цирк» героиня Орловой поет колыбельную. Образ красавицы Орловой, которая убаюкивает темнокожего малыша, ее мягкий голос отделился от фильма и стал одним из самых известных эпизодов с участием актрисы. Песня Исаака Дунаевского тоже стала знаменитой. Алексей Гориболь выбрал ее вместе с другими вокальными пьесами композитора для программы «Любовь поэта».

 

 

Название концертной программы напоминает о еще одном авторе, которого исполнит Алексей Гориболь. Это один из ключевых российских композиторов конца XX века и начала XXI века, Леонид Десятников. Гориболь и Десятников неоднократно работали вместе: Мастер исполнял новые сочинения, участвовал в проектах, посвященных композитору. Петербургская премьера одного из них — балетного вечера «L.A.D» Урал Опера Балета и продюсерского агентства JokerLab — прошла в рамках «Дягилев P. S.». В 1989 году Десятников написал вокальный цикл для тенора «Любовь и жизнь поэта». Для него композитор использовал стихотворения забытых советской властью поэтов Николая Олейникова и Даниила Хармса, чья творческая биография продолжилась посмертно благодаря вниманию читателей и ценителей. Героини «Любви поэта» и «парной» с ним выставки «Суд Париса. Рождение богини» тоже заняли свое место в культуре благодаря признанию зрителей и неугасающему интересу.

 

13 ноября, 20.00, Государственная Капелла 

В программе — сочинения Карла Марии фон Вебера, Густава Малера, Роберта Шумана, Антона Аренского, Сергея Прокофьева, Исаака Дунаевского, Леонида Десятникова. 

За роялем — Алексей Гориболь. Участвуют опрано Альбина Латипова баритон Бориса Пинхасович, пианист Павел Коновалов, артист БДТ имени Товстоногова Тараса Бибич и солисты оркестра musicAeterna Владислав Песин и Алексей Жилин.