Просвещение

Из чего состоит «Терезин-квартет»

14 ноября танцевальную программу Фестиваля «Дягилев P. S.» откроет спектакль «Терезин-квартет», который Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина создал совместно с продюсерским агентством «JokerLab». Премьера постановки состоялась в нижегородском зале Пакгаузы на Стрелке в ноябре 2022 года. Первые гастроли труппы в рамках «Дягилев P. S.» пройдут на сцене Александринского театра.

 

Терезин — название небольшого чешского города в 60 км от Праги и одного из известных концлагерей времен Второй Мировой. Сюда привозили многих интеллектуалов, музыкантов, творческих работников — Терезин считали привилегированным местом. Попадали сюда и композиторы. Художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов оттолкнулся от этого факта и придумал танцевальный вечер, который состоит из сочинений четырех чешских авторов еврейского происхождения, которые в военные годы находились в концлагерях, в том числе в Терезиенштадте. 

В «Терезин-квартет» каждой музыкальной пьесе соответствует хореографическая новелла. Хореографы — Алессандро Каггеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров и Александр Сергеев — ушли от истории лагеря. Их герои борются с внутренним, вечным. 

Персонажи Алессандро Каггеджи не могут выпутаться из любовного многоугольника. Новелла Татьяны Багановой абстрактна и представляет гранд-даму российского современного танца в новом качестве — как балетного хореографа. Максим Петров работает с геометрией и скоростью движения, сочиняет динамичное действо, в котором главным мотивом становится диагональ. Александр Сергеев в своей части, которая замыкает «Квартет», услышал джазовое начало и воплотил его в неоклассической хореографии. 

 

Музыку Эрвина Шульхофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса и Ханса Красы объединяет далекое тревожное настроение, звуки, в которых можно расслышать приближение зла. Исполняет ее струнный квартет «La Voce Strumentale». Музыканты становятся недвижными персонажами балета, находятся на сцене, «играя роль» горожан, окружения главных героев.

Постановку открывает Струнный квартет № 3 Павла Хааса. Пластический эквивалент сочинения придумал хореограф Алессандро Каггеджи. Хааса называют и самым талантливым учеником композитора Леоша Яначека, и самым заметным чешским композитором 1920-1930-х годов. Вслед за учителем Хаас заинтересовался музыкальной культурой своего региона. В его сочинениях можно расслышать моравские мелодии и еврейский фольклор. Творческую жизнь Хааса изменила Вторая мировая. Он попал в лагерь Терезиенштадт, где перестал писать музыку. Помог ему еще один герой «Терезин-квартета», композитор Гидеон Кляйн. Он каждый день приносил другу чистый лист нотной бумаги и оставлял на столе. Однажды упорство Кляйна принесло плоды: Хаас вновь стал записывать музыку и вернулся к сочинительству. 

 

Художественный руководитель театра «Провинциальные танцы», хореограф Татьяна Баганова выбрала для своей части «Струнный квартет» Ханса Красы, написанный в 1921 году. Творческая жизнь Ханса Красы прошла между двумя мировыми войнами. Как композитор он дебютировал в 1920-м, когда Европа оправлялась, погиб в 1944-м. Краса учился у Александра фон Цемлинского, который в начале XX века стоял у истоков музыкального экспрессионизма. В начале пути композитор отдавал дань своей школе. В его ранних вещах можно найти гротеск, чуть злое остроумие. Позже Краса стал писать мелодичные, певучие вещи, чем во многом отличался от своих современников.

 

«Партита для струнных» Гидеона Кляйна звучит в части, которую поставил хореограф, художественный руководитель труппы Урал Балет Максим Петров. Жизнь Кляйна оказалась подчинена общественным изменениям в Германии 1930-40-х годов. В 1938 году 19-летний юноша начал учиться на факультетах философии и музыковедения — и вскоре был вынужден покинуть университет из-за того, что нацистское правительство закрыло чешские ВУЗы. В 1940-м Кляйн получил престижную стипендию Королевской академии в Лондоне и не смог выехать из страны. В 1940-х запретили выступать музыкантам еврейского происхождения. Гидеон Кляйн взял псевдоним Карел Вранек и, пока это не стало опасно, публично выступал. В Терезиенштадте он стал центром музыкальной жизни: организовывал концерты, играл сам. Его выступления как пианиста имели успех, Кляйн повторял их по многу раз. До самой смерти в начале 1945 года Гидеон Кляйн помогал товарищам по Терезиенштадту, поддерживал их своим творчеством.

 

«Пять пьес для струнного квартета» Эрвина Шульхофа завершают спектакль. Пьесу выбрал для себя Александр Сергеев — солист Мариинского театра и хореограф. Шульхофа называют одним из популярнейших чешских композиторов начала XX века. Его склонность к музыке заметил еще в детстве Антонин Дворжак. Благодаря его рекомендации 10-летний будущий музыкант попал в Пражскую консерваторию. Шульхоф, который учился у Макса Регера и Клода Дебюсси, для себя избрал путь музыкальных экспериментов. Он был близок к кругу дадаистов. В свои сочинения композитор одним из первых в Европе стал внедрять джазовые мотивы. Их можно расслышать и в «Пяти пьесах для струнного квартета».

 

Искусство дает шанс подняться над реальностью, показать победу духа, который не сломают никакие лишения. Поэтому наш спектакль — напоминание о том, что при любых обстоятельствах самое важное — ценить жизнь.

Алексей Трифонов, художественный руководитель Нижегородской оперы, об идее «Терезин-квартета».

 

14 ноября, 20.00, Александринский театр

В спектакле «Терезин-квартет» звучит музыка Ханса Красы, Павла Хааса, Гидеона Кляйна, Эрвина Шульхофа в исполнении струнного квартета La Voce Strumentale под управлением Дмитрия Синьковского. Хореографы-постановщики — Татьяна Баганова, Максим Петров, Александр Сергеев, Алессандро Каггеджи. Художники — Этель Иошпа (сценография), Стас Свистунович (свет), Игорь Домашкевич (видео). Автор идеи и музыкальный руководитель — Алексей Трифонов.

Совместный проект Нижегородского театра оперы и балета и продюсерского агентства JokerLab.