Выставка «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»

24.11.2016 г.
Шереметевский дворец
Выставка «ОбличьЯ. Больше, чем реальность»

24 ноября состоялось открытие выставки «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» об истоках развития российского перформанса в XX веке, объединившей исторические костюмы и маски из коллекции Российского Этнографического музея и образы, созданные Казимиром Малевичем, Владимиром Маяковским, Ольгой Розановой, Даниилом Бурлюком, Ильей Зданевичем, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым, Владимиром Татлиным, Сергеем Параджановым, Гариком Ассой, Сергеем Черновым, Сергеем Бугаевым-Африкой, Сергеем Курехиным, Александром Петлюрой, Владиславом Мамышевым-Монро, Андреем Бартеневым.

Выставка «ОбличьЯ. Больше, чем реальность» исследует границы человеческого образа: от ритуальных масок до петроградского авангарда, от раскрашенных лиц футуристов до современных художников, которые работают со своим обличием как с произведением искусства.

Участники выставки устраивают игру с собственной внешностью и предлагают зрителю включиться в нее. Маяковский носит желтую блузу, Гончарова с Ларионовым разрисовывают свое лицо, Малевич, а за ним – Тер-Оганян и его товарищи вставляют деревянные ложки в петлицы своих пиджаков, Асса примеряет костюм «мертвого разведчика», Петлюра рассыпает перед собой ворох вещей, Мамышев-Монро предстает в целом ряде чужих образов, а Бартенев наряжает солнечную Снежную Королеву.

Выставочный проект «ОбличьЯ» выстраивает тонкую связь между современным перформансом и футуризмом, авангардистской эстетикой и обрядовыми практиками, народным костюмом, ритуальной маской. Авангардисты призывали порвать с традицией, но сохраняли искренний интерес к архаике и народному творчеству. Сегодня их искусство становится мостом между эстетикой обрядов ряженья и перформансами современных «ряженых» — художников.

Выставка начинается с неожиданных вкраплений в постоянную экспозицию Шереметевского дворца. Рядом с предметами быта графов Шереметевых выстраиваются рифмы между ритуальными масками и костюмами современных художников, между документальными фотографиями участников народных гуляний и фотопортретами русских футуристов.

Особенное место в экспозиции занимают футуристические артефакты: лоскут желтой кофты Владимира Маяковского, фотографии будетлян с раскрашенными лицами, страница журнала «Аргус» 1913 года с манифестом «Почему мы разукрашиваемся» и т. д. Редкие жемчужины, оставшиеся от авангардных экспериментов над своим Я, как будто подчеркивают: предмет выставки эфемерен, образ художника существует только здесь и сейчас, его практически невозможно сохранить и передать сквозь время.

Основная часть проекта включает в себя костюмы, аксессуары, инсталляции, фотографии и видео отечественных художников, экспериментирующих над своими обличьями в 1980–90-е годы, и тех, кто использует эту творческую стратегию в наши дни.

Идея, концепция, дизайн выставки — Юрий Сучков
Куратор выставки Лизавета Матвеева
Куратор этнографического блока Елена Дьякова
Со-кураторы: Ольга Плахотная, Елизавета Васильковская

Выставка состоялась в рамках Фестиваля «Дягилев. P.S.» при поддержке Благотворительного фонда Делзелла

Благодарим за участие в проекте:
Государственный Русский музей
Российский Этнографический музей
Государственный музей В. В. Маяковского
Центр современного искусства им. С. Курехина
Музей Сергея Параджанова, Ереван
Российскую Национальную библиотеку
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Фонд Владислава Мамышева-Монро
Mod’Art St.Petersburg
Галерея XL
Архивы Миши Бастера, Сергея Бугаева-Африки, Мирьям ван Вилен, Ирены
Куксенайте,
Игоря Мухина, Сергея Чубраева

Участники выставки:
Жанна Агузарова
Андрей Бартенев
Гоша Острецов
Александр Петлюра
Сергей Чернов

Адрес: Шереметевский дворец – Музей музыки (наб. Фонтанки, 34)