Вечер одноактных балетов

22.11.2019 г. 20:00
ТЮЗ им. А.А. Брянцева. Пионерская площадь, 1
Вечер одноактных балетов

ЧАСТЬ I

СВАДЕБКА

Театр провинциальные танцы

Идея и постановка: Татьяна Баганова
Хореография: Татьяна Баганова
Музыка: «Свадебка» Игоря Стравинского в исполнении Концертного хора и оркестра имени Баха (Лондон)
Сценография: Ярослав Францев
Свет: Нина Индриксон
Костюмы: Юрий Помелов
Продолжительность – 30 мин.

Спектакль – обладатель Авторской премии Генерального совета VII Международных хореографических встреч (Франция), Национальной театральной премии «Золотая Маска» («Лучшая работа хореографа»), Первой премии XII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, Премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

«Свадебка» Стравинского в постановке Татьяны Багановой – спектакль, уже ставший легендой. В 2000 эта работа получила свою заслуженную «Золотую маску» и уже тогда была названа «первым культовым спектаклем в новом российском танце». В основе спектакля — одноименное произведение Игоря Стравинского, которое он обозначил как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Сам композитор писал: «Моей целью было изобразить ритуал русской крестьянской свадьбы посредством цитирования народных, то ест нелитературных текстов. Это было естественное чередование поэтических образов, рожденных древнеславянской обрядовостью». Спектакль построен на древнем обряде северных славянских народов, когда жених должен был собственноручно обрезать косу невесты — символ женской силы. На наших глазах разворачивается процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и – кульминация! – обрезание косы, своего рода венчание молодых.

В екатеринбургской «Свадебке» все крепко сбито и интегрировано. Баганова стилизует и осуществляет трансплантацию наиболее характерных синтагм народной пляски – притопы, разухабистые коленца, хороводные проходки и руки-локотки – в остродиссонантную конструкцию современного танца. Разухабистая плясовая поэтика пронизывает весь спектакль. Хороводная вязь, сплетающая всех участников действия, временами смахивает на роспись древних амфор. Баганова пытается соединить истинность бытия, переживаемую в естественном чувстве, его уникальность – с принципом необходимости. В хореографическом смысле – соединить индивидуальный жест, материализующий спонтанно возникающую эмоцию, психическую реакцию, с объективированным, завершенным движением танца. Исполненный целомудрия, острой нежности дуэт Жениха и Невесты, выполнен в эстетике экспрессионистского танца – кантилена запутанных линий, чуть вычурные поддержки. В «хореографических картинах с пением» нет эпизодов неигровых. Вводя их, Баганова лукавит, вступает в игру с партитурой, озвучивая наиболее важные события тишиной, подчеркнутой, к примеру, плеском воды.  Труппа несомненно вышла на новый уровень творческой дисциплины и профессиональной оснащенности.

– «Балет»

«Свадебка» Стравинского в постановке Татьяны Багановой произвела фурор. Хореограф виртуозно жонглирует культурными пластами – то отсылая зрителя к архаической статике Вацлава Нижинского, то включая фольклорную «память тела», то используя рваные ритмы современного рэпа – и, при обилии цитат, создает язык удивительной цельности. Легко манипулирует предметами и пространством, выстраивая сложнейшую полифонию визуальных эффектов. Мастерски «разводит» мизансцены, с помощью шести танцовщиков овладевая всей мощью музыки. Самый сильный спектакль всей фестивальной программы и явный претендент на сезонную «Золотую маску».

– «Коммерсант»

Сенсация вечера – «Свадебка» в постановке Татьяны Багановой, заворожившая сумеречной красотой.

– «Московский комсомолец»

Смелость и свобода хореографической мысли проявились только в одном спектакле русской программы. «Свадебка» Татьяны Багановой раскрыла мрачные, трагические стороны русского обряда. Скупые и точные мизансцены, острая пластика, тонкая игра с цитатами, осторожное использование фольклора – все рассчитано, точно и лаконично. Но внешняя сдержанность только усилила глубину эмоций. В спектакле о плаче невесты нет ни надрыва, ни псевдорусской сусальности. «Свадебка» екатеринбуржцев оказалась единственным событием всего фестиваля.

– «Известия»

Ярко выраженное ритуальное начало, четкий национальный колорит, личное отношение к музыкальному материалу, точная, насыщенная и экспрессивная манера – все налицо в этом балете.

– «Культура»

 

Photo: © Elena Rezvova


ЧАСТЬ II

ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ

Ériu Dance Company, Ирландия 

«Весна священная» – постановка легендарного мастера ирландского танца, лауреата множества международных премий в области танца, бывшего главного танцора ансамбля Riverdance профессора Брендана де Галли, которую он сделал со своей танцевальной компанией Eriu. В 2012 году спектакль открывал фестиваль современного ирландского искусства в городе Каван. Спектакль посвящен ирландскому народу — это история о людях естественных, страстных, чувственных, религиозных. Премьера происходила на соборной площади в присутствии пятнадцати тысяч зрителей, и это в некотором роде возвращение к жанру мистерии. Танцует очень молодая труппа, в основе хореографии ирландский народный танец степданс, в спектакле много что выстроено по вертикали, и в центре концепции – идея двойственности личности и стремящегося вверх человека.

«де Галли выходит далеко за рамки музыкальных и драматических ограничений «Весны священной», не претендуя на ее доработку… Это драматический триумф».

– Анна Маккей, историк танца

Уникальная интерпретация.

Революционная работа Стравинского провоцировала и вдохновляла аудитории на протяжении всего прошлого века. Многочисленные предыдущие хореографические версии поставлены в традициях балета и современного танца. В основе работы де Галли лежат танцевальные традиции Ирландии, которые позволяют по-новому взглянуть на экспрессивные возможности формы. Физиология танца со своим упором на приземленность бросает вызов канонам эстетики хореографии, например, устремленности вверх. Это исследование ритуального поведения, ставящее вопрос о положении личности в современном обществе. Оно проливает свет на такие понятия, как альфа и бета, уязвимость, риски, гомоэротизм.

БИОГРАФИЯ — Брендан де Галли.

Танцовщик, хореограф, исследователь танца: Брендан де Галли занимается танцем в самых разных амплуа.

Как исследователя танца его, прежде всего, интересует возможность современной трактовки ирландского национального танца. Он первым в мире получил степень доктора исполнительского мастерства в 2013 году. Также он получил степень магистра этнохореографии с 2009 г. и в 2004-2008 гг. был приглашенным экзаменатором на курсе традиционного ирландского танца в Лимерикском университете. Брендан работал куратором докторской программы “Практика искусств” в Лимерикском университете в 2012 году, а также имеет степень бакалавра в области физики. Здесь просматривается явная параллель с творцами «Русских сезонов», многие из которые были большими интеллектуалами, в частности Фокин, Бенуа и Баланчин.

Основой школы Брендана является традиционный ирландский степ, но он также увлекается и другими жанрами: в 1988 году он окончил академию танца Gus Giordano Dance Academy в Чикаго, а также получил стипендию на изучение балета, современного и джазового танца, а также чечетки. С 1994 по 2003 годы Де Галли выступал с составе ирландского степ-шоу Riverdance, 7 лет из которых в качестве ведущего танцора. В качестве хореографа де Галли поставил несколько спектаклей: Noċtú, Весна священная, Lïnger.

«Де Галли смещает понятия унаследованного языка, играет с ними в совершенно новой для ирландского танца манере, и этот процесс открывает новые стороны его личности и танцевального мастерства с серьёзностью, вызывающей ощущения нежности и бесстрашия».

– Юдит Макрелл, The Guardian, 19 августа 2016 г. Edinburg Fringe

«Мощный, нежный, мучительный красивый»

– Крис О’Рурк, Irish Examiner, 22 января 2016 г.

«Когда двигаются мужчины, будь то интеллектуальный и эмоциональный современный танец или энергичные и точные движения ирландского степа, это зрелище стоит смотреть всегда».

– Келли Аптер, Scotsman, 9 августа 2016 г. Edinburg Fringe

«Я редко использую словесные штампы, но вот он – «завораживающе»….Меня заворожило то, как танцовщики переворачивали мир ирландского танца с ног на голову»

– Патриция Гарти, IrishCentral.com, Нью-Йорк

«Непревзойдённое сочетание танца и эмоциональности…это лучшее представление сезона 2011-2012, его стоит посмотреть всем и как можно больше раз»

– Джудд Холландер, Stagebuzz, Нью-Йорк