Спектакль «Посвящение Нижинскому»

15.11.2019 г. 19:00
Театр-фестиваль «Балтийский дом», Александровский парк, 4
Спектакль «Посвящение Нижинскому»

Второй показ.

СПЕКТАКЛЬ «ПОСВЯЩЕНИЕ НИЖИНСКОМУ»:

«Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо)
«Видение розы» (хор. Марко Гёке)
«Неужели я влюбился в сон?» (хор. Йерун Вербрюгген)
«Петрушка» (хор. Йохан Ингер)

Балет Монте-Карло

 

Спектакль «Посвящение Нижинскому» представил четыре хореографические версии XXI века шедевров Ballets Russes: «Дафнис и Хлоя» (хор. Жан-Кристоф Майо), «Видение розы» (хор. Марко Гёке) «Неужели я влюбился в сон?»  (хор. Йерун Вербрюггени) и «Петрушка» (хор. Йохан Ингер). Этот спектакль – двойной оммаж: 110-летию Ballets Russes и 130-летию со дня рождения легендарного танцовщика и балетмейстера, звезды дягилевских «Русских сезонов» и новатора в области хореографии – Вацлава Нижинского.

История Балета Монте-Карло восходит к 1911 году, когда труппа Сергея Дягилева сделала Монако своей постоянно резиденцией, местом подготовки новых спектаклей, их репетиций и премьерных показов. После кончины Дягилева члены его антрепризы объединились под началом Полковника де Базиля и стали называться «Русский балет Монте-Карло». В этой труппе выступали Александра Данилова, Леон Войцековский Тамара Туманова, Ирина Баронова, Татьяна Рябушинская, с 1933 по 1936 гг. главным балетмейстером был Леонид Мясин. Труппа просуществовала до 1963 года. А спустя еще четверть века была официально основан новый «Балет Монте-Карло». Труппой руководит хореограф и режиссер Жан-Кристоф Майо. Автор более 60 произведений, кавалер Ордена княжества Монако за заслуги в области культуры, кавалер Ордена Почетного легиона Франции и офицер Ордена искусств, лауреат московской премии «Benois de la danse» как лучший хореограф (2008), Жан-Кристоф Майо в своем творчестве органично сочетает лучшие традиции классического балетного наследия и новых авангардных тенденций. Майо – желанный гость в самых крупных балетных компаниях мира – Шведском королевском балете, Большом балете Канады, Штутгартском балете, Королевском Датском балете и др. Его коллектив активно гастролирует, регулярно представляет новые спектакли и заслуженно пользуется авторитетом и признанием зрителя и критиков как высокопрофессиональная балетная компания.

Кроме того, Жан-Кристоф Майо обогатил репертуар компании, пригласив самых талантливых хореографов нашего времени. В том числе и его со-авторы по спектаклю «Посвящение Нижинскому» — это автор «Видения розы» Марко Гёке и Йохан Ингер, автор балета «Петрушка».


«ДАФНИС И ХЛОЯ» (ХОР. ЖАН-КРИСТОФ МАЙО)

Хореография: Жан-Кристоф Майо
Музыка: Морис Равель
Сценография и рисунки: Эрнест Пиньон-Эрнест
Костюмы: Жером Каплан
Освещение: Доминик Дрилло
Видео: Эрнест Пиньон-Эрнест и Матье Стефани
Возобновление: Бернис Коппитерс

Длительность: 31 мин.
Премьера состоялась 1 апреля 2010 года, Grimaldi Forum Monaco

«Дафнис и Хлоя» – не новый спектакль, премьера состоялась в 2010 году, но за это время хореограф сменил акценты.  В этом балете мы видим две пары любовников, совсем юных Дафниса и Хлою, и вторую более зрелую пару Доркона и Ликэнион. С уходом со сцены жены и музы выдающейся танцовщицы Бернис Коппьетерс, которая танцевала партию Ликэнион, Майо перенес фокус со взрослой пары на юную. Теперь Дафниса и Хлою танцуют Симоне Трибуна и Анхара Баллестерос.

 


«ВИДЕНИЕ РОЗЫ» (ХОР. МАРКО ГЁКЕ)

Хореография: Марко Гёке
Музыка: Карл Мария фон Вебер
Сценография: Марко Гёке
Художественный консультант: Надя Кадель
Костюмы: Михаэла Спрингер
Освещение: Удо Хаберленд

Продолжительность: 24 мин. 
Премьера состоялась 14 июля 2009 года, Terrasses du Casino de Monte-Carlo

«Видение розы» Марко Гёке поставлен в 2009 году, хореограф изменил концепцию Фокина – в его постановке чувства обуревают Призрака, именно он жаждет любви и страстей, и великолепный танцовщик Даниеле Дельвеккио замечательно передает этот порыв.

Марко Гёке — создатель более шестидесяти работ, которые исполняются по всему миру: в Тель-Авиве и Сан-Паулу, входят в репертуар Большого канадского балета Монреаля, Канадского национального балета, Баварского государственного балета, Финского национального балета в Хельсинки, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Москве, Балета Цюриха, Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Венской государственной оперы. Гёке удостоен нескольких международных наград, включая премию земли Баден-Вюртемберг в области культуры (2005) и премию Нижинского в Монте-Карло (2006). Критики журнала Tanz удостоили его звания «хореограф года» в 2015 году, голландской танцевальной премии Zwaan, а также итальянской премии Danzadanza 2017 года.



«НЕУЖЕЛИ Я ВЛЮБИЛСЯ В СОН?» (ХОР. ЙЕРУН ВЕРБРЮГГЕН)

Хореография: Йерун Вербрюгген
Музыка: Клод Дебюсси
Костюмы: Шарли Ле Минду
Освещение: Фабиан Пиккьоли

Продолжительность: 12 мин. 

Премьера состоялась 8 декабря 2018 года, Salle Garnier, the Opera de Monte-Carlo

«Неужели я влюбился в сон?»  Йеруна Вербрюггени – это новая версия легендарного  «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси. Для своего опуса в качестве названия хореограф взял первую строку из поэмы Малларме «Неужели я влюбился в сон?», тем самым подчеркнув интроспективный характер своего балета, наряду с традиционной для сюжета репрезентацией животного начала. Хотя красной нитью в балете сохраняется тема эротизма, эта версия «Фавна» отходит от замысла, выраженного в оригинале.  В противовес каноническому «Фавну» Ballets Russes, демонстрировавшему бесстыдную похоть присущую этому странному существу, Йерун Вербрюгген исследует вопросы сексуальной самоидентификации. Чего по-настоящему желает наше тело? По каким неизведанным ощущениям тоскует?


«ПЕТРУШКА» (ХОР. ЙОХАН ИНГЕР)

После Михаила Фокина Александр Бенуа
Хореография: Йохан Ингер
Помощник: Кристоф Доцци
Музыка: Игорь Стравинский
Сценография: Курт Аллен Уилмер с estudiodeDos
Костюмы: Сальвадор Матеу Андухар
Освещение: Фабиана Пиччоли

Продолжительность: 36 мин.

Специально создано для Les Ballets de Monte-Carlo

Премьера состоялась 8 декабря 2018 года, Grimaldi Forum Monaco

«Петрушка» Йохана Ингера – премьера декабря 2018 года.  В этом спектакле Ингер перенес всю историю в мир моды, главный герой, которого зовут Сергей Лагерфорд в черном костюме и черных очках – отсылка к фигуре Карла Лагерфельда, а сейчас, с уходом модельера из жизни, конечно же, читается как оммаж этой выдающейся личности. Хотя образ во многом и собирательный, это те художники (вспомним Ива Сен-Лорана), которые строили весь свой мир, отталкиваясь от своих детских кукольных игр. Куклы стали манекенами, у которых кипят свои страсти: ревность, влюбленность, зависть, обиды. И в этом переплетении миров живых и неживых (в финале разбитый манекен Петрушки оживает), материи и духа, пронзительно звучит нота одиночества, уязвимости и страстного желания быть понятым.

Йохан Ингер, в прошлом солист Королевского балета Швеции и легендарного Нидерландского театра танца, где и состоялся его первый официальный дебют в качестве хореографа. Его талант сразу был отмечен Иржи Килианом и получил развитие в других успешных постановках для NDT. Далее последовало художественное руководство ведущей шведской компанией «Кульберг-балет». В 2013 году Ингер был удостоен престижной награды имени Карины Ари за развитие и популяризацию шведского танцевального искусства в мире. Сегодня Йохан Ингер — признанный хореограф во всем мире. Его работы входят в репертуар Нидерландского театра танца, Кульберг-балет, Балет Оперы Гётеборга, Королевский балет Швеции, Балет Базеля, Национальный балет Норвегии, Национальный балет Испании, Балет Монте-Карло, Балет Ганноверской оперы, Балет Руана, Дрезденский балет Земперопер, Финский национальный балет, Hubbard Street Dance, Национальная танцевальная компания Уэльса и др.

Фото: © Alice Blangero

 


«Русские потешные сцены «Петрушки» Стравинского Йохан Ингер интерпретировал как интернациональную «гиньольную» притчу об отчаяниях, рефлексиях и возрожденном торжестве протестующего человеческого духа. Автор поместил действие в мир глянцевой мишуры и высокой моды. Кутюрье Сергей Лагерфорд в черном костюме и черных очках (явная отсылка к Карлу Лагерфельду) пребывает на вершине славы. Ассоциативно обнаруживаются параллели и с импресарио Сергеем Дягилевым. Кукольную троицу —  Петрушку, Арапа и Балерину — постановщик превратил в манекенов. Художник Сальвадор Матеу Альдухар окутал артистов Жиоржи Оливейру, Альваро Прието и Анну Блэкуэлл в обтягивающие трико: словно некие структурные формы скульптурной человеческой субстанции, антропоморфные муляжи с бельмами вместо глазниц. Эти манекены в спектакле — связь между живым и неживым, магически соединяющая материю и дух, жизнь и смерть. Они живут в спектакле собственной жизнью. В них, даже отправленных на склад после модного показа, не гаснут человеческие чувства, а в финале разбитый манекен Петрушки оживает. В своей умной работе Ингер смешивает миры людей и манекенов, где переплетается желание быть понятым, плотское влечение, сила, продажная любовь и жажда взаимности. Спектакль «Петрушка», когда-то сочиненный Стравинским, Фокиным, Бенуа и исполненный Нижинским, теперь поставлен в эстетике современного танцтеатра и в контексте современных жизненных реалий».

– Александр Фирер, Российская газета

 












Top.Mail.Ru