Спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова

23.11.2018 г.
БДТ им. Товстоногова
Спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова

23 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова Урал Опера Балет (Екатеринбургский театр оперы и балета) представил спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова.

Ироничное исследование сценических возможностей сюжета «Пахиты», от классической версии с колоритными цыганами и бравыми военными, через пантомиму в духе немого кино, к интригам за кулисами современного театра,  под не менее ироничную интерпретацию музыки Эдуара Дельдевеза и Людвина Минкуса, сделанную композитором Юрием Красавиным, заканчивающееся мощным Гран-па в ослепительно белом пустом пространстве.

«Отмечая, как и весь мир, двухсотлетие со дня рождения Мариуса Петипа, Екатеринбургский театр оперы и балета включил в афишу балет «Пахита». Но постановочная команда не стала восстанавливать старинную версию. Вместо этого нам предъявили веселое и дерзкое обновление — через сочетание тщательного (насколько возможно) воспроизведения подлинного хореографического текста с инновационным театральным «жестом»

— Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ

Балет «Пахита» впервые показали в 1846 г. в Парижской опере. Год спустя именно с «Пахитой» Мариус Петипа дебютировал в Петербурге — он выступил постановщиком, а также исполнил главную мужскую партию. В 1881 г. Петипа, уже главный балетмейстер Императорских театров, возобновил «Пахиту» для балерины Екатерины Вазем, добавив несколько новых номеров. В советские годы на сцене сохранился только финальный танцевальный ансамбль — Большое классическое па: в ХХ веке оно повсеместно шло под названием «Пахита».

Новая «Пахита» — не реконструкция в прямом смысле слова, а интерпретация классического балета. В спектакле восстановлена хореография Петипа 1881 года и сохранены все коллизии исходного либретто, — но каждый из трех актов рассмотрен сквозь призму мирового культурного опыта ХХ века. Специально для постановки петербургский композитор Юрий Красавин сделал свободную оркестровую транскрипцию исторической партитуры Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса.

«Пахита» продолжает путь работы cо старинными балетами, найденный в спектакле «Тщетная предосторожность», — его премьера прошла в Екатеринбурге в 2015. Над новой постановкой работала та же команда авторов. Концепция спектакля принадлежит Павлу Гершензону. Балетмейстер-постановщик Сергей Вихарев и продолживший работу после его внезапной смерти хореограф Вячеслав Самодуров обратились к хореографической нотации из Театральной коллекции Гарвардского университета. Новое оформление разработали художники Большого театра России Альона Пикалова (сценография) и Елена Зайцева (костюмы). Световую партитуру написал художник по свету Мариинского театра Александр Наумов. Театр посвящает спектакль памяти Сергея Вихарева.

Фотографии © Ирина Туминене

 

Фотографии © Марк Олич

 

Фотографии © Михаил Логвинов

 

Фотографии © Евгений Пронин