Фотовыставка «Импресарио. Траектория танца».

Шереметевский дворец
Фотовыставка «Импресарио. Траектория танца».

Даты работы выставки: 26 ноября 2017 – 28 января 2018

25 ноября в Шереметевском дворце – Музее музыки состоялось торжественное открытие выставки «Импресарио. Траектория танца». Год назад газета «New York Times» переосмыслила старинный термин «импресарио» в статье, посвященной юбилею продюсерской компании Сергея и Гаяне Данилян Ardani Artists. Импресарио – больше, чем продюсер, это уже не профессия, а титул, принадлежавший 100 лет назад Сергею Дягилеву, теперь – Сергею Даниляну. Выставка в честь крупнейшего балетного импресарио, перевернувшего представления о современном танце и классических танцовщиках, подтверждает эту американскую теорию. Знаменитые проекты Сергея Даниляна для Дианы Вишневой «Красота в движении», «Грани», «Диалоги», оригинальные программы «Короли танца», «Отражения», «Соло для двоих» и др. представлены в Шереметевском дворце в фотографиях, костюмах, эскизах и афишах. На выставке демонстрируется документальный фильм Чарльза Эванса-мл. «Импресарио» – обладатель «Золотого глобуса» и британской премии BAFTA.

Перед открытием выставки в Шереметевском дворце, 25 ноября, состоялся диалог Сергея Даниляна и Сергея Николаевича, разговор продюсера и критика о том:

Что такое свобода творчества?

Почему балет остается  самым конвертируемым  из искусств?

Что такое власть бренда и в чем ее отличие от власти государства?

Возможен ли  феномен Нуреева и Барышникова в современном балете?

Когда кончается искусство и начинается бизнес?

Дезмонд Ричардсон, Мария Кочеткова, Иван Васильев, Сергей Данилян, Гая Данилян, Полина Семионова, Марсело Гомес, Диана Вишнева, Зерман Корнехо, Гийом Котэ Нью-Йорк, 2014 Фото: Патрик Демаршелье для Vogue, Russia
Desmond Richardson, Maria Kochetkova, Ivan Vasilyev, Sergei Danilian, Gaya Danilian, Polina Semionova, Marcelo Gomes, Dina Vishneva, German Cornejo, Guillaume Côté
New York 2014
Photo: Patrick Demarchelier for Vogue, Russia

Роль Сергея Даниляна в судьбах российских балетных звезд, целых театров и современной хореографии как таковой трудно переоценить. Когда-то выпускник петербургской Театральной академии с дипломом театроведа и «организатора театрального дела» вдохновлялся проектом «Ballets Russes» Дягилева, за 20 лет сумевшего определить пути развития балета на век вперед. В 1990 году в Москве появилось агентство Ardani Artists, занявшееся русско-американскими гастролями балетных трупп и солистов. В 1995 году Данилян самолично придумал премию «Божественная» и вручил ее 18-летней Диане Вишневой, а на следующий год – Ульяне Лопаткиной. В 1997 году организовал балетный гала «Памяти Сергея Дягилева» в Нью-Йорке, занялся американской карьерой Театра танца Бориса Эйфмана, контрактами ведущих российских солистов, затем – гастролями Мариинского театра и даже балетной политикой Михайловского (к примеру, приглашение Начо Дуато на пост главного хореографа – его рук дело). Но этого мало: с середины 2000-х Сергей Данилян создает авторские проекты, в которых классические балетные премьеры и примы всего мира танцуют специально поставленную для них современную хореографию. Сочетание звездного шарма и интеллектуального танца, коммерческого успеха и творческой бескомпромиссности отличает и мужской квартет «Короли танца», переживший уже пять программ-инкарнаций, и его женский вариант «Отражения», и программу Осиповой-Васильева «Соло для двоих». Проекты для Дианы Вишневой «Красота в движении», «Диалоги» и «Грани» и вовсе составили целую главу не только в биографии балерины, но и в новейшей истории балета.

Диана Вишнева, Марсело Гомес Вертиго Хореография Мауро Бигонцетти Гоголь-Центр, Москва, 2013 Фото: Данил Головкин
Diana Vishneva, Marcelo Gomez Vertigo. Choreography Mauro Biogonzetti Gogol Center, Moscow, 2013 Photo: Danil Golovkin

Ныне Сергей Данилян преподает в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой курс «Инновационные программы в танцевальном искусстве». А еще – делает новый, логичный для импресарио шаг, выводя под свет софитов уже не танцовщиков, а постановщиков. На афишах недавнего проекта «Мечтатели» крупным шрифтом были набраны имена молодых хореографов Максима Петрова, Владимира Варнавы и Ильи Живого. В планах – поддержка собственных опытов Марсело Гомеса, Гийома Коте, Ивана Васильева.

Йохан Кобборг, Николай Цискаридзе, Итан Стифел, Анхел Корейя
Johan Kobborg, Angel Corella, Ethan Stiefel, and Nikolai Tsiskaridze
A Balletic Royal Flash, The Los Angeles Times
Costa Mesa, 2006
Фото: Роберт Лачман

Сравнение Сергея Даниляна с Сергеем Дягилевым может показаться либо общим местом, либо грубой лестью. Однако даже самые требовательные балетные профессионалы, как, например, педагог Американского Театра балета Ирина Колпакова, видят эту параллель:

«Я не хочу никого ни с кем сравнивать, но, возможно, это тот же путь, который когда-то обозначил Сергей Дягилев. Это та же работа».

Посетители выставки увидят редкие фотографии кумиров публики – Дианы Вишневой, Натальи Осиповой, Полины Семеновой, Николая Цискаридзе, Марсело Гомеса, Ивана Васильева и других блестящих классических танцовщиков в жизни, танце и репетиционном процессе. На выставке «Импресарио. Траектория танца» представлены материалы из архива Ardani Artists Сергея Даниляна, переданного в дар Музею театрального и музыкального искусства, а также костюмы из Большого и Мариинского театров.

Спонсор выставки – Ашот Хачатурянц.

Контакты для прессы: Ольга Комок, пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства, +7 951 685 1431, olga.komok@mail.ru