ДЯГИЛЕВ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ.

21.11.2021 г.
Шереметевский дворец
ДЯГИЛЕВ. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ.

Постановочная группа:
Режиссёр и автор пьесы – Роман Габриа
Режиссёр по пластике – Николай Куглянт
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Саунд-дизайн – Владислав Крылов
Грим – Людмила Маремьянова
Действующие лица и исполнители:
Мися Серт – Полина Осетинская
Сергей Дягилев – Михаил Николаев
Леонид Мясин – Николай Куглянт

Продолжительность спектакля – 1 час 10 минут без антракта
Премьера состоялась в рамках закрытого показа в интерьерах Шереметевского дворца – Музея музыки в Санкт-Петербурге, 3 марта 2021 года.

«Смерть на воде», – напророчила когда-то гадалка Сергею Павловичу Дягилеву, великому антрепренёру и организатору «Русских сезонов» в Париже. Предсказание сбылось: 19 августа 1929 года Дягилев умирает от фурункулёза в Венеции. Человек, безгранично преданный искусству, влюблённый в своих артистов и отдававший последние сбережения на своё детище, уходил из жизни в нищете, забытый и покинутый практически всеми своими протеже и воспитанниками. Рядом с ним в момент смерти была Мися Серт – легендарная «пожирательница гениев» и, как говорил сам Дягилев, единственная женщина, которую он мог бы любить. Они познакомились в 1908 году на премьере «Бориса Годунова» в парижской Опера – и завязалась дружба, продлившаяся более 20 лет. Виртуозная пианистка, талант которой отметил сам Ференц Лист, Серт как никто могла оценить великую красоту «Русских сезонов». Она стала для Дягилева не просто подругой, но помощницей и меценаткой, без которой дело его жизни было бы невозможным. Будучи посвящена в таинства личной жизни своего друга, Мися знала совсем другого Дягу – лишённого привычного торжественного лоска, ревнивого и мечущегося, взволнованного и суеверного… Вокруг разговоров Дягилева и Серт, их общих шуток, ссор и воспоминаний режиссёр Роман Габриа и выстроил свой спектакль «Дягилев. Последние дни». Роль Сергея Дягилева в этом музыкальном спектакле-воспоминании исполнил Михаил Николаев, артист Театра на Васильевском и лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», а в образе Миси Серт предстала знаменитая и талантливая пианистка Полина Осетинская.

«Закрылся 12-й сезон Фестиваля «Дягилев. Постскриптум». Финалом стал спектакль «Дягилев. Последние дни» – о дружбе Сергея Дягилева и его музы Миси Серт. Дебют Полины Осетинской в драматической роли подруги Сергея Павловича. За час-двадцать в парадном зале Шереметевского дворца нам рассказали всё о прекрасной эпохе, о красивых и трагичных судьбах, о великих Русских сезонах – под живое исполнение Баха, Чайковского, Шопена. Закрываешь глаза, и ты в Париже в Опера, в Уффици во Флоренции, на Сан Марко в Венеции. А рядом – Стравинский, Сати, Дебюсси, Нижинский, Бакст, Пикассо, Гончарова, Шанель, Спесивцева. И все эти воспоминания и диалоги пронизаны нежностью, элегантной красотой и любовью», Ольга Угарова, балетный журналист и критик.

В спектакле звучат музыкальные произведения из репертуара Миси Серт:

И.С. Бах. Партита №1. Жига

Л. Бетховен. Патетическая соната. Часть II

П.И. Чайковский. Цикл «Времена года». «Февраль. Масленица»

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор

К. Дебюсси. «Лунный свет»

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». «Смерть Озе»

Ф. Шопен. Прелюдия №2 ми минор

Л. Бетховен. Турецкий марш из музыки к спектаклю «Афинские руины»

Ф. Шопен. Прелюдия №15 ре бемоль мажор

И.С. Бах. Органный концерт BWV596 ре минор. Сицилиана

Пьер Боннар. Мисия Серт. 1908

РОМАН ГАБРИА О СПЕКТАКЛЕ:

«Пьесу о Дягилеве я написал, основываясь на различных дневниковых воспоминаниях, а выстроить историю решил вокруг последних дней жизни Сергея Павловича. Великий импресарио русского балета умер в Венеции, и место действия нашего спектакля – венецианская гостиница, которая стала его последним пристанищем.
Когда я работал над текстом пьесы, меня очень заинтересовала человеческая сторона жизни Дягилева. Прочитав несколько книг о нём, я понял, что он был безумно одинокий человек. Несмотря на то, что он имел огромный успех в Европе, что у него было огромное количество ангажированных артистов и художников, что он дал столько воздуха и возможностей реализоваться великим композиторам – несмотря на всё это, он умирал в одиночестве. Именно эта атмосфера одиночества и стала для меня основополагающей, именно её было интереснее всего исследовать.

Центральная линия спектакля – это как раз таки процесс его смертельной болезни и отхода в мир иной. А похороны его оплатила Мися Серт, одна из его меценаток и правая рука по вопросам репертуарного подбора и композиторского материала. Она была с ним в момент смерти, и вообще была одной из последних людей, с кем он общался. Я зацепился за это исходное событие – их встречу в Венеции – и выстроил весь спектакль вокруг фантомов прошлого, которые посещают Дягилева за день до смерти. Из биографических источников были отобраны возможные и невозможные сюжеты пересечений Дягилева с Мисей Серт: их знакомство, её участие в организации “Русских сезонов”, вовлечённость в процесс создания современных постановок – потому что “Русские сезоны” бесконечно эволюционировали, и Дягилев постоянно находился в поиске нового художественного языка, свежего решения.

Я очень рад, что благодаря этому спектаклю у меня появилась возможность поближе познакомиться с личностью Дягилева. То, что он делал, не имеет никаких аналогов по сей день. Когда декорации тебе делают не просто театральные художники, а Головин, Бакст, Бенуа и Пикассо, когда музыку тебе пишут Стравинский и Прокофьев – это, конечно, дорогого стоит. Я читал, как подбирались ткани для костюмов, каких бешеных денег это стоило, как в вышивке одеяния Шахерезады использовались настоящие драгоценные камни – и у меня захватывало дух! Очень интересно было бы увидеть такой балет…

Вклад Дягилева в мировую культуру огромен. Он, можно сказать, культурно воспитал таких личностей, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Серж Лифарь: всех, с кем он работал, он возил по миру, показывал им европейские галереи, живопись, заставлял их слушать, читать… В общем, образовывал своих артистов по мере сил, чтобы они были не просто ходячими куклами, а имели какую-то интеллектуальную основу – в этом Дягилеву равных не было. Конечно, сегодня Дягилев – это уже такой театральный “бренд”, но когда начинаешь поглубже вчитываться в его жизнь – а театр всё-таки должен заниматься в первую очередь человеком, – то погружаешься в пучину какого-то безграничного одиночества. В конце жизни он остался один, брошенный всеми своими воспитанниками, примами, художниками и композиторами, и умирал без копейки денег, в съёмном жилье, имея одно проеденное молью пальто и один невзрачный костюм. Больше у него не было никакого имущества: всё, что имел, он действительно потратил на своё детище, на свои “Русские сезоны”».


ПОЛИНА ОСЕТИНСКАЯ

Пианистка, исполнительница роли Миси Серт.
В 1998 году экстерном окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, в 2000 году – ассистентуру-стажировку в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Даёт сольные концерты, выступает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами – MusicAeterna, симфоническим оркестром Мариинского театра, симфоническим оркестром Республики Татарстан, симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, Токийским филармоническим оркестром, – а также участвует в музыкальных проектах совместно с представителями самых разных творческих профессий – писателями, артистами, рок-музыкантами, телеведущими. Сотрудничает со многими знаменитыми дирижёрами – Теодором Курентзисом, Андреем Борейко, Александром Сладковским. Записи Полины Осетинской выходят на лейблах Sony Music, Naxos, Bel Air, Quartz, Мелодия. В 2001 году стала обладательницей молодёжной премии «Триумф» –почётной награды, отмечающей достижения и прорывы в области литературы и искусства. Активно занимается благотворительной деятельностью.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ

Исполнитель роли Сергея Дягилева.
В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «артист драматического театра и кино» (мастерская профессора В.В. Петрова) и был принят в труппу Александринского театра. С 2002 по 2005 годы – артист Театра Комедии имени Н.П. Акимова, с 2005 по 2006 годы – в труппе театра «Буфф». В 2007 году перешёл на службу в Театр Сатиры на Васильевском, артистом которого является по сей день. Играет в спектаклях Владимира Туманова «Дети солнца» (Яков Трошин), «Дядя Ваня» (Иван Петрович Войницкий), «Проклятая любовь» (Он), «Идиот» (Фердыщенко), «Женитьба» (Подколесин), «Гроза» (Кулигин) и других. В разные годы также сотрудничал с театром «Приют комедианта» (роль Дягилева в спектакле Юрия Цуркану «Я – клоун Божий. Нижинский»), Малым театром Комедии имени Анны Самохиной (роль Игоря Григорьева в спектакле Валерия Никитенко «Виновник торжества») и театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. В 2019 году получил Высшую театральную премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль Тетерева в спектакле Владимира Туманова «Мещане». Снимается в кино.

НИКОЛАЙ КУГЛЯНТ
Режиссёр по пластике, исполнитель роли Леонида Мясина.
В 2010 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «артист драматического театра и кино» (мастерская профессора Г.М. Козлова). В том же году был принят в труппу театра «Мастерская», артистом которого является по сей день. Играет в спектаклях Григория Козлова «Старший сын» (Кудимов), «Идиот. Возвращение» (Ганя), «Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова» (Чебаков), «Два вечера в весёлом доме» (Прошка, Георгий), «Дни Турбиных» (Николка, Пьеро), «Тартюф» (Дамис), «Утиная охота» (Кузаков). Автор хореографии и пластики к большинству спектаклей «Мастерской», в том числе – к спектаклям Романа Габриа «Однажды в Эльсиноре. Гамлет», «Любовь и Ленин» и «В рыбачьей лодке». Также активно сотрудничает с «Невидимым театром» под руководством Семёна Серзина: занят в спектаклях «ШКИД» (Голенький), «Любовь людей» (Иван) и «Как хорошо мы плохо жили». Снимается в кино.

РОМАН ГАБРИА
Режиссёр, автор пьесы.
В 2005 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по специальности «режиссёр драматического театра» (мастерская профессора Г.М. Козлова). С 2004 по 2008 годы работал в авангардном театре «DEREVO» под руководством Антона Адасинского. В 2007 году запустил независимый театральный проект «Gabria Visual Theater», занимавшийся исследованием жизни современного человека и просуществовавший до 2010 года.
В 2014 году поставил спектакль «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» на сцене Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Трагифарс по мотивам трагедии Уильяма Шекспира не только обрёл множество поклонников среди зрителей и критиков, но и положил начало тесному сотрудничеству режиссёра с театром. В последующие пять лет Роман Габриа выпустил в «Мастерской» спектакли «Любовь и Ленин», «Космическая одиссея майора Пронина» и «В рыбачьей лодке», все три – по собственным пьесам. В сентябре 2019 года был назначен главным режиссёром театра «Мастерская», и в настоящее время работает над постановкой спектакля «Бесы. Верховенский» по роману Ф.М. Достоевского.
Также в разные годы сотрудничал с театральной компанией «Открытое пространство» (спектакли «Stereotip4», «Андрей Иванович возвращается домой», «Мейерхольд»), Русским Инженерным театром «АХЕ» (спектакль «Баралгин»), Тюменским Большим драматическим театром (спектакли «Грязнуля», «Господа Головлёвы», «Пушкин, Моцарт и Сальери»), театром «Приют комедианта» (спектакль «Онегин»).
В спектаклях Романа Габриа – всегда авторских, метафоричных, сложносочинённых – наибольшее внимание уделяется человеку, его делам, чаяниям и помыслам, столкновениям с пространством, временем и самим собой. В попытках ответить на вечные общечеловеческие вопросы режиссёр обращается как к русским классикам – А.С. Пушкину, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Гоголю, – так и к современным авторам – Фаине Гримберг, Василию Сигареву, Константину Стешику. Нередко литературной основой спектаклей становятся тексты, написанные самим Романом: так, например, спектакль «В рыбачьей лодке» состоит из сорока с лишних стихотворных монологов, сочинявшихся на протяжении нескольких лет.


 

ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:

«В этом спектакле-биографии <…> удачно соединились эскизность и призрачность с телесностью и документальностью. Проект мог оказаться полным провалом в силу невозможности вернуть к жизни две столь грандиозные авантюрные судьбы. Но спектакль, сотканный из вереницы фрагментов документальных текстов, собрал в свою мозаику прозрачных фактур очень важные смыслы и положения. Мистический флёр недоговоренностей, придыханий и умолчаний интригующе наполнял возникавшие паузы. Дягилев умирал в Венеции, где и похоронен на кладбище Сан-Микеле, там же, где и Бродский. Мися посещала его в предсмертные дни, равно как навещала его и Шанель. А потому в этом спектакле так чувствовалось горячечное дыхание романа Манна “Смерть в Венеции”…»
Владимир Дудин, «Санкт-Петербургские ведомости», 18 марта 2021

6+