Просвещение

Авторская колонка

Елена Черемных: «Два Петипа в один сезон – ситуация уникальная…»

ЕЛЕНА ЧЕРЕМНЫХ. Музыкальный критик, эксперт.

Наступивший год для российского культурного сообщества – «Год Петипа». Двухсотлетию этого выдающегося хореографа будут посвящены постановки и проекты, которые пройдут на отечественных сценах. Не останется в стороне от юбилея и IX фестиваль «Дягилев. P.S.», чья балетная программа называется «ПЕТИПА. P.S.» и посвящена спектаклям, которые так или иначе вдохновлены творчеством Мариуса Петипа. В афише анонсирован спектакль «Пахита», который буквально в эти дни готовится к выпуску хореографом Вячеславом Самодуровым по либретто Мариуса Петипа на сцене Екатеринбургского Театра оперы и балета. Кроме этого Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства при поддержке фестиваля «Дягилев. P.S.» будет проведена международная научная конференция «ХОРЕОГРАФИЯ ПЕТИПА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА», посвященная актуальности творческого наследия выдающегося балетмейстера.

Одним из первых российских театров, объявивших юбилейные сезонные планы, оказался Екатеринбургский Театр оперы и балета. Еще в октябре прошлого года в Ельцин-центре на пресс-конференции, посвященной 105-летию екатеринбургской Оперы, директор театра АНДРЕЙ ШИШКИН рассказал о готовящихся к юбилею Петипа уникальных проектах, после чего — чуть шире – разъяснил их суть музыкальному критику Елене Черемных (Москва):

  К 200-летию Мариуса Петипа мы выпускаем две постановки. Одна премьера в феврале — «Пахита». Другая в июле — «Приказ короля». «Пахита» — это новый материал. Мы заказали музыку композитору Юрию Красавину. Он работает с либретто, которое придумал, но так и не поставил, Петипа. Этот новый спектакль должен вызвать интерес и уважение к наследию Петипа в той части нашего репертуара, который связан с так называемой эстетикой «балетных реконструкций». В этой эстетике мы уже выпустили «Тщетную предосторожность», и спектакль вызвал интерес у зрителей и у критики.

 Первоначально «Пахиту» планировали дать в хореографии петербуржца Сергея Вихарева, но он безвременно ушел из жизни. Постановку готовит наш главный хореограф – Вячеслав Самодуров. С Вихаревым были хорошие отношения и у труппы, и у меня. Он ставил в Екатеринбурге у нас «Тщетную предосторожность». Он же приступил и к репетициям «Пахиты», идею которой нам и ему предложил Павел Гершензон.

 «Пахита» — это дорогой в буквальном и в метафорическом смысле спектакль с авторскими костюмами Альоны Пикаловой, с амбициозными декорациями. Безумно трудный макет, потому что каждый акт – совершенно отдельная история. Первый акт – в стиле немого кино с тапером, второй акт – что-то еще. Мне трудно что-то прогнозировать и не хочется спойлерить сейчас, но я понимаю, что это новый взгляд на классику из современности. Занимаясь этой постановкой сейчас, Самодуров безумно серьезно относится и к другой своей работе на темы Петипа. Это балет – «Приказ короля».

«Приказ короля» — принципиально новая история. Это — новый формат, это — поиск. Мы собрали разные нереализованные либретто Петипа и сочиняем по их мотивам своеобразную фантазию, — насочиняли там массу всего, каких-то пингвинов из Антарктиды и много чего другого. Вся хореография, естественно, – Славы Самодурова. Она оригинальна, как и музыка. Тем и другим проектом мы все увлечены, нам интересно работать, у нас масса идей. Разве что-то мешает нам превращать трудовые обязанности в удовольствие? И потом, согласитесь, два Петипа в одном театре в один сезон – ситуация, все-таки уникальная.