Пост-релиз IX Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.»

27-го ноября вечером балета «Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век» завершился девятый международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», который в это году был посвящен 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа.

«Век нынешний и век минувший» — так можно назвать сквозное действие  балетной программы фестиваля , составители которой отдав должное историческому аспекту, все-таки сосредоточились на том, как трактуют  наследие Петипа балетмейстеры XXI столетия.

«Для постановщиков этих спектаклей важен и интересен культурно-исторический миф,  и  может даже социокультурный феномен,  который когда-то Петипа принес в мир.  То есть их интересует сюжет в комплексе с  этическими и историческими проблемами и аллюзиями, и все это каждый хореограф трактует исключительно по-своему, ни в коем случае не повторяя Петипа» — Наталья Метелица, художественный руководитель  фестиваля

21 ноября, Спектакль «Баядерка. Пространство иллюзии» японской танцевальной компании Noism открывший фестиваль, вернул  сюжет о любви и гибели храмовой танцовщицы из романтического контекста туда, где ему по логике вещей и нужно находиться – в  жесткую архаику, в мир, где грозным  божествам приносят бесконечные жертвы. Авторы спектакля  — художественный руководитель и хореограф Дзё Канамори и сценарист Ориза Харита объединили  в одном художественном высказывании  и в едином сюжете балетный спектакль и представление традиционного японского театра но. Создатели спектакля не только «усилили» сюжет историей гибели империи, но и придали трагической судьбе героев истинное величие. Они услышали и уловили, что музыка Минкуса может стать идеальным фоном и для танца и для декламации, сохранив, пусть и  в новой хореографии,  замысел Петипа  и классические узнаваемые черты «Баядерки».   Костюмы спектакля, созданные креативным директором легендарной японской модной марки Issey Miyake Йосюки Мияма в этой «полифонии» играют свою особенную роль.

«Дзе Канамори, считающий себя учеником Мориса Бежара, с бежаровской свободой и японской многомудростью смешал пафос театра но, боевые искусства, медитативные темпы танца буто и нежную любовь к классическому балету. Баядерка с короткой подиумной стрижкой ворожит невероятными руками, а Тени в воздушном тюле встают на пуанты», —  Лейла Гучмазова, «Российская газета»

22 ноября, «Девушка с фарфоровыми глазами», хореограф Татьяна Баганова, театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург.

Спектакль – второй опыт ко-продукции фестиваля со знаковыми хореографами современности (в прошлом сезоне был совместный проект с Уэйном МакГрегором ). Хореограф Татьяна Баганова и композитор Артем Ким трансформировали  балет «Коппелия» в историю о манипуляциях. Кукольная пластика,  внезапно сменяющаяся отчаянными рывками, костюмы с белыми гладкими корсетами, отдаленно напоминающими доспехи андроидов из «Звездных войн», множественные повторы  — создают картину того самого кошмара, которые есть в первоисточнике, новелле Гофмана «Песочный человек».

«Все современные люди — объекты манипуляций, оболваненные медиа, опутанные общепринятыми стандартами и правилами: эту мысль Татьяна Баганова и ее соавторы проводят настойчиво и убедительно», — Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ».

22 ноября, Epic short  — одна из частей спектакля «Неспящая красавица» Национального балета Норвегии, хореограф Мелисса Хоу

Epic short в ироничной форме  исследует  историю постановок «Спящей красавицы» от Петипа до наших дней, хореограф высмеивает  всевозможные, старые и новые штампы, в том числе и те, что появились уже в новейшие времена.

«Помимо старорежимной пантомимы, хореограф осмеяла типовые ансамбли двадцатого столетия — с их искусственной взволнованностью поочередно выполняемых прыжков, вращений и пробежек кордебалета из кулисы в кулису. В дуэте феи Сирени и феи Карабос автор прошлась по стандартным женским поединкам, а своей одурманенной, но не спящей Авророй замахнулась на самого Матса Эка с его девочкой-наркоманкой», Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»

23 ноября «Пахита», Урал Опера Балет, постановка Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров

Ироничное исследование сценических возможностей сюжета «Пахиты», от классической версии с колоритными цыганами и бравыми военными, через пантомиму в духе немого кино, к интригам за кулисами современного театра,  под не менее ироничную интерпретацию музыки Эдуара Дельдевеза и Людвина Минкуса, сделанную композитором Юрием Красавиным, заканчивающееся мощным Гран-па в ослепительно белом пустом пространстве.

«Отмечая, как и весь мир, двухсотлетие со дня рождения Мариуса Петипа, Екатеринбургский театр оперы и балета включил в афишу балет «Пахита». Но постановочная команда не стала восстанавливать старинную версию. Вместо этого нам предъявили веселое и дерзкое обновление — через сочетание тщательного (насколько возможно) воспроизведения подлинного хореографического текста с инновационным театральным «жестом» ,  Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ

25 ноября, Концерт барочной музыки в честь 250-летия певицы Прасковьи Жемчуговой

Традиционно в программу каждого фестиваля включен концерт с участием звезд классической музыки. В этом сезоне в Петербург приехали один из величайших контртеноров мира – Юрий Миненко и прима барочной сцены Анна Горбачева-Огилви. Аккомпанировал певцам ансамбль Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко, по отзывам специалистов,  этот концерт можно причислить к выдающимся событиям мирового уровня в области барочной музыки.

«В Академической Капелле накануне прошел вечер барочной музыки. Его посвятили 250-летию со дня рождения Прасковьи Жемчуговой, возлюбленной графа Шереметева и одной из самых притягательных и загадочных фигур русского барокко. Арии из ее репертуара исполнила восходящая звезда барочной музыки Анна Горбачева-Огилви. … В роли солиста выступил обладатель уникального и редкого оперного голоса Юрий Миненко. Певец входит в тройку лучших контртеноров мира», — программа «Вести», РТР, Санкт-Петербург

26 ноября, «Жизель»,  Dance Factory/ЮАР, хореограф Дада Масило

История любви и предательства , помещенная в контекст другой культуры, все равно остается таковой, и труппа Dance Factory рассказывает ее на пределе эмоций – в  диапазоне от щемящей трогательности, до ошеломляющей ярости. Дада Масило  поставила этнический спектакль, но внимательный взгляд увидит в этой хореографии, особенно в пронзительных дуэтах  Жизели и Альберта, отсылку к современной европейской  традиции, которую Масило, будучи участницей брюссельской хореографической лаборатории Х-group  Анны Терезы Де Кеерсмакер  прекрасно знает и понимает.

«Это одновременно и привычная, и непривычная версия всем известного сюжета. История женской любви и мужского предательства помещена не в европейские смысловые рамки с романтическо-христианским всепрощением, но в африканские реалии, в языческий и очень жестокий мир, одновременно грубо-материальный и полный мистики, где для обманщика работает идея бумеранга: как ты с мирозданием, так и мироздание с тобой. И тот факт, что вместо классики здесь микст африканского фольклора с современным танцем, взамен пуантов – топчущие землю босые пятки, а вместо умерших невест – злобные красные духи обоего пола, разительно меняет картину, превращая умильную историю о прощении в кровавую драму. Этот чувственный ритуал мести, полный дикой энергии, раскоряченных походок и гортанных возгласов, оформленный знаменитым художником Уильямом Кентриджем и в саунде сочетающий тревожный минимализм Филиппа Миллера с мотивами музыки Адана – стал одним из ярких впечатлений фестиваля», — Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ

27 ноября, вечер балета «Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век»

«Это не гала-концерт, от которого зритель ждет феерического восторга от  мастерства  и техники  исполнительства. Программа этого концерта  скорее аналитическая и построена на сопоставлении канонических хореографических текстов балетов Петипа и авторских прочтений классических сюжетов хореографами XX-XXI веков», — Наталья Метелица, художественный руководитель  фестиваля

Программное высказывание организаторов фестиваля  наглядно продемонстрировало,  как трансформировались хореографические идеи и как менялась трактовка  легендарных образов, созданных Петипа с течением времени, под влиянием различных эстетических систем и национальных культур.  Были представлены такие знаковые для современного балета  имена, как  Ролан Пети, Матс Эк, Мэтью Борн, Джон Ноймаер. Многолетний участник фестиваля Анжелен Прельжокаж показал  в этот вечер премьеру своей новой работы Ghost. На сцену вышли балетные звезды из России, США, Италии, ЮАР, Армении и Великобритании.  Завершился вечер выступлением студентов Академии Русского  балета им. А.Я. Вагановой. Эта символическая точка – и знак преемственности поколений, и одновременно взгляд, устремленный в будущее искусства танца.

«За оригинальность вечера успешно отвечали реформаторы. Традиционное па-де-де из второго акта «Жизели» все видели десятки раз (и, в сущности, какая разница — дозрел ли до роли Альберта юный Джулиан Маккей и музыкально ли прыгала прима «Ла Скала» Николетта Манни), а вот Дада Масило — крошечная бритоголовая африканка, проказливо-стремительная, беспомощно-трогательная и неотразимо сексуальная, с неповторимой техникой и фантастической пластикой, выросшей из этнографической телесности ритуальных плясок,— выдала совершенно уникальную версию любовного дуэта, выбрав в партнеры чернокожего красавца Ксола Вилли. Хотя, конечно, «Жизель» в постановке Масило и в исполнении ее труппы The Dance Factory надо было смотреть целиком — эта гремучая смесь Черной Африки и европейской готики стала хитом всего фестиваля», — Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»