В Петербурге обсудят и станцуют Мариуса Петипа.

Директор музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица рассказала «ПД», как и где петербуржцы и гости города смогут прикоснуться к творчеству великого балетмейстера Мариуса Петипа.

— Наталья Ивановна, расскажите, какую программу вы представите в этом году на Культурном форуме?

— На форуме петербуржцы и гости города смогут поближе познакомиться с творчеством выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, приняв участие в международной конференции «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», а также посетив выставку «Петипа. Танцемания».

Экспозицию мы открываем раньше культурного форума – 1 ноября. Выставка откроется в музее театрального и музыкального искусства на площади Островского. Раньше здесь находилась Дирекция императорских театров. Конечно, здание музея по праву можно назвать домом Петипа. Он здесь часто бывал: подписывал договора, получал благодарности и награды. За углом находилось Императорское театральное училище, в котором Мастер преподавал (ныне это Академия русского балета А.Я. Вагановой). Интересно, что все артисты, которые участвовали в его балетах, закончили именно эту танцевальную школу. Поэтому место для выставки мы выбрали довольно символичное.

Музей организует научную конференцию «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая пройдет 17-18 ноября. Честно говоря, в России и мире не так много специалистов-исследователей, которые изучают творчество Мастера. Мы с трудом нашли спикеров, но тем не менее на форуме выступит около 20 исследователей из разных стран. Это Япония, Великобритания, США, Испания, Франция и даже Ливан. Конечно, не обойдётся без докладчиков из России. Мы очень гордимся, что на конференции выступят сотрудники нашего музея, они расскажут и покажут, что нового удалось найти в наших фондах о наследии Петипа. Темы конференции очень актуальные. Специалисты поговорят о проблемах сохранения хореографических текстов Петипа, о самом наследии Мастера и его интерпретации на мировой сцене, а также реконструкции балетов в российских и зарубежных театрах.

— Расскажите о книге, которую планируется издать?

— Мы хотим издать двухтомник. Это будет большая книга на трёх языках, фактически энциклопедическое издание – «Петипа. Танцемания». Первый том будет называться «Эпоха Петипа». В этой книге – краткое содержание, паспорт премьеры, фотографии, эскизы костюмов и декораций, программы, оригинальные театральные костюмы к 64-м балетам Петипа. Он очень внимательно относился не только к хореографии, но и к костюмам, аксессуарам, гриму. Сейчас так работают далеко не все хореографы. Издаём мы этот труд совместно с Государственной петербургской театральной библиотекой, обладающей уникальной коллекцией театральных эскизов.

Второй том называется «После Петипа». Читатель окунется в мир балетов великого балетмейстера, которые можно увидеть на мировой сцене. Как его балет «живет» во Франции, Англии, Нидерландах, США. Не говоря уже о России. Россию по праву можно назвать родиной хореографа Петипа. В конце жизни он принял российское гражданство и умер в Петербурге и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

— Почему конференция и выставка посвящена именно Мариусу Петипа?

— Тему выбрали неслучайно. В марте 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося артиста балета, педагога и балетмейстера. Три года назад президент Владимир Путин издал указ о праздновании 200-летия со дня рождения Мастера, затем появилось постановление правительства России, и за нашим музеем закрепили два события – международную научную конференцию и выставку.

Процесс создания балетов Мариуса Петипа мы покажем на выставке. Например, «Дочь фараона», «Царь Кандавал», «Спящая красавица». В центре экспозиции как раз будет спектакль «Спящая красавица». Мы покажем оригинальные фотографии репетиций спектакля, костюмы артистов, аксессуары, эскизы декораций, макеты спектаклей, а также уникальные рабочие записи Мариуса Петипа. Костюмы к балету «Спящая красавица», поставленного в 1921 году труппой Дягилева, мы берем у шведского Музея танца из Стокгольма. А в коллекции нашего музея хранятся 17 костюмов премьеры «Спящей» 1890-го года в Мариинском театре. Некоторые из них можно будет увидеть на выставке, где «встретятся» французские, английские и русские исполнители знаменитых партий.

Кроме того, на экспозиции зрители увидят материалы к «Баядерке», «Раймонде», «Лебединому озеру», «Щелкунчику». Мы не можем показать на выставке все 64 спектакля и делаем акценты только на самых важных. Хотя наш музей хранит самую большую коллекцию артефактов о балетах Петипа.

— Фестиваль «Дягилев Постскриптум» тоже посвящен творчеству Петипа. Наталья Ивановна, расскажите, что можно будет посмотреть в рамках фестиваля?

— Фестиваль «Дягилев Постскриптум» имеет свою программу – «Петипа. P.S». Это взгляд из XXI века. Мы привезем современные театральные труппы, география участников обширна – от Екатеринбурга до Японии, от Норвегии до ЮАР. Хореография Петипа известна и популярна практически в каждой точке мира. Поэтому мы отобрали только лучшие постановки.

Я сразу хочу предупредить всех гостей – тема фестиваля не зря звучит как «Петипа. P.S». Это авторская современная хореография. В ней – проблемы XXI века показаны через сюжеты балетов Петипа. Актуальные версии не так гармоничны, как оригиналы Петипа. Они – другие. Зачастую в спектаклях мы видим агрессивных, одиноких людей, постановщики пытаются показать, как хрупок внутренний мир человека, как уязвимо его сознание и физическое существование.

Например, мы привезем японский спектакль «Баядерка». Это постановка с текстом, танцами и диалогами героев, размышляющая о человеческой природе – любви, предательстве, смерти, дружбе. Или мы представляем «Жизель» из Южно-Африканской Республики. Там совершенно другая музыка, не каноническая партитура Адана, но сюжет полностью сохраняется, правда, перенесён на реалии африканской деревни. Юная Жизель влюбляется в белого человека, который обещает ей горы счастья и замужество, а в итоге предает.

Она погибает и становится вилисой – невестой, которая умирает до свадьбы. И вот вилисы в постановке хореографа Дады Масило из Йоханнесбурга и вилисы Петипа – совсем разные. У Петипа – они более отстраненные, скорбно наблюдающие за всем происходящим. В африканской интерпретации вилисы беспощадны – они не прощают предательства и буквально вершат суд над Альбертом.

Но не все так грустно, будут спектакли и с юмором. Например, мы привозим спектакль Национального балета Норвегии «Неспящая красавица» на музыку Первого фортепианного концерта Чайковского. Борьба двух стихий: добра – феи Сирени и зла – феи Карабос. Но в их спор все время вмешивается Красавица, которая не спит. Более того, она параллельно пытается выяснить отношения со своим Принцем. Фея Карабос стремится разъединить их, а фея Сирени, наоборот, соединить. Кто же из них победит, посмотрим. Это один из четырех балетов норвежской труппы, премьера которых состоялась в преддверии Года Петипа.

Постановку «Пахиты» в Екатеринбурге начал ставить ушедший из жизни Сергей Вихарев. Его работу продолжил художественный руководитель Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. Это самая яркая отечественная балетная премьера этого года.

Фестиваль откроется 17 ноября международной научной конференцией в Театральном музее «Мариус Петипа на мировой балетной сцене» и закончится 27 ноября вечером балета «Метаморфозы. Петипа XXI век».

— Помимо конференции, выставки и самого фестиваля, будут ли еще мероприятия в рамках культурного форума?

— Да, мы делаем совместное мероприятие с Государственной Академической Капеллой. 16 ноября в Шереметевском дворце музей организует лекцию-концерт об уникальном музыкальном инструменте – колесной лире, любимом инструменте Йозефа Гайдна, совместно с австрийскими коллегами. Ее оригинал хранится у нас в Шереметевском дворце. На лекции не только расскажут, но и продемонстрируют, как работает этот инструмент.

Беседовала Яна Григорьева