Спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова

23.11.2018 г. 19:00
БДТ им. Товстоногова
Спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова

23 ноября на сцене БДТ им. Товстоногова Урал Опера Балет (Екатеринбургский театр оперы и балета) покажет спектакль «Пахита» Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова.  По нотации из Гарвардского университета авторы спектакля восстановили хореографию 1881 года, — но поместили ее внутрь нового спектакля: на коллизии старинного сценария зрителю предлагается взглянуть с высоты разнообразного культурного опыта ХХ века.

«…диалог древности и наших дней, который совершенно точно уже стал одним из важнейших событий этого театрального сезона»

                              — Анна Гордеева

«…Сергей Вихарев пришёл к идее, что стремление к точности исчерпаемо как живописный реализм. И шагнул дальше, придумав спектакль радостный, пёстрый, современный и живой»

                                — Лейла Гучмазова

Балет «Пахита» впервые показали в 1846 г. в Парижской опере. Год спустя именно с «Пахитой» Мариус Петипа дебютировал в Петербурге — он выступил постановщиком, а также исполнил главную мужскую партию. В 1881 г. Петипа, уже главный балетмейстер Императорских театров, возобновил «Пахиту» для балерины Екатерины Вазем, добавив несколько новых номеров. В советские годы на сцене сохранился только финальный танцевальный ансамбль — Большое классическое па: в ХХ веке оно повсеместно шло под названием «Пахита».

Новая «Пахита» — не реконструкция в прямом смысле слова, а интерпретация классического балета. В спектакле восстановлена хореография Петипа 1881 года и сохранены все коллизии исходного либретто, — но каждый из трех актов рассмотрен сквозь призму мирового культурного опыта ХХ века. Специально для постановки петербургский композитор Юрий Красавин сделал свободную оркестровую транскрипцию исторической партитуры Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса.

«Пахита» продолжает путь работы cо старинными балетами, найденный в спектакле «Тщетная предосторожность», — его премьера прошла в Екатеринбурге в 2015. Над новой постановкой работала та же команда авторов. Концепция спектакля принадлежит Павлу Гершензону. Балетмейстер-постановщик Сергей Вихарев и продолживший работу после его внезапной смерти хореограф Вячеслав Самодуров обратились к хореографической нотации из Театральной коллекции Гарвардского университета. Новое оформление разработали художники Большого театра России Альона Пикалова (сценография) и Елена Зайцева (костюмы). Световую партитуру написал художник по свету Мариинского театра Александр Наумов. Театр посвящает спектакль памяти Сергея Вихарева.