POSTSCRIPT. Программа компании Muzarts в исполнении солистов Большого театра

08.11.2021 г. 20:00
Театр Музыкальной комедии
POSTSCRIPT. Программа компании Muzarts в исполнении солистов Большого театра

ПРОГРАММА POSTSCRIPT:

I.

МАКГРЕГОР+МЮГЛЕР, Уэйн МакГрегор

ФАВН, Сиди Ларби Шеркауи

II.

ВОСПОМИНАНИЕ О ДОРОГОМ МЕСТЕ, Алексей Ратманский

III.

POSTSCRIPT, Соль Леон и Пол Лайтфут

 

Программа компании Muzarts в исполнении солистов Большого театра:

 

Ольга Смирнова

Екатерина Крысанова

Анастасия Сташкевич

Анастасия Денисова

Артемий Беляков

Денис Савин

Вячеслав Лопатин

Якопо Тисси

Артур Мкртчян

 

АКТ I

МАКГРЕГОР + МЮГЛЕР

Высокая мода встречает современный танец в коллаборации звездного английского хореографа Уэйна МакГрегора и легендарного кутюрье Манфреда Тьерри Мюглера «МАКГРЕГОР+ МЮГЛЕР», которая открывает программу. Манфред Тьерри Мюглер всегда был склонен к театральности. Его фантастические наряды любили носить такие яркие и неординарные личности, как Дэвид Боуи, Милен Фармер, Синди Лопер, Мадонна, Леди Гага. Наделив танцоров рептилоидной кожей, гривами-ирокезами, лицами-масками и облачив их в зеркально сияющие латы, Мюглер обращается к одной из своих любимых тем – блистательному образу амазонки с роскошной фигурой, способной с одинаковой легкостью соблазнить мужчину и взорвать галактику. Основную часть саундтрека составили электронные композиции американки Холли Херндон, которая создала их при помощи искусственного интеллекта, тренированного на собственных композициях. В финале балета использована музыка немецкого неоклассического композитора Нильса Фрама, известного своим необычным подходом к клавишным, в котором он смешивает рояль, пианино, Rhodes piano и разнообразные винтажные синтезаторы, при этом неизменно сохраняя классическое фортепианное звучание в основе своих композиций.

 

Хореография МакГрегора местами учитывает специфику костюмов Мюглера, поэтому там, где мы двигаемся в масках, пластика более графична, в свою очередь и Мюглер модернизировал костюмы под требования ультрасовременной хореографии, исходя из необходимости полной пластической свободы.

Ольга СМИРНОВА

 

Манфред Тьерри Мюглер – не только настоящая икона моды, но и невероятный соавтор. Процесс взаимного обмена идеями, энергией и кредитом доверия в этом новом творческом приключении принес мне настоящее наслаждение. Он открыл новые перспективы для нас обоих. Работа в результате получилась неожиданная, экстремальная и трансформативная.

Уэйн МАКГРЕГОР, хореограф-постановщик, режиссер

 

 

ФАВН

Дуэт, созданный хореографом Сиди Ларби Шеркауи к столетию Русских сезонов – это своеобразный ремейк знаменитого балета Вацлава Нижинского L’Après Midi d’un Faune на одноименное музыкальное сочинение Клода Дебюсси. Версия Нижинского основывалась на изображениях на греческих вазах, его хореография была откровенно двухмерной, классической по стилю, но в то же время она оказалась довольно смелой для своего времени не в последнюю очередь благодаря подспудному сексуально-эротическому контексту наивных игр двух мифологически-прототипичных персонажей на сцене. Шеркауи в своей интерпретации отталкивается от предпосылки, что по своей сути Фавн – наполовину животное и наполовину человек, поэтому и движения его Фавна – еще более «дикие» и интуитивно-беззаботные. Взаимодействие фавна и нимфы на сцене – абсолютно невинно внешне, но внутри наполнено сексуальным напряжением хореографии Нижинского, и хотя в своей игривости они подобны детям, в то же время они, словно древние духи, наполнены архетипической архаичностью. Чтобы приблизить музыку к современности, отдалив ее от культурного контекста времен Дебюсси, Шеркауи попросил композитора Нитина Сони́ разорвать композицию Дебюсси вставкой на другом музыкальном языке, практически незаметно для слушателя переходя от одного стиля к другому и из века – в век. Автор костюмов Хусейн Чалаян в облачении этих двух сказочных существ сумел соединить природную органичность и естественность с чем-то искусственно-синтетическим и ненатуральным. Они становятся такими же вечными архетипами, как и создания настоящего.

 

Еще один дуэт представил бельгийско-марокканский хореограф Сиди Ларби Шеркауи. Его «Фавн», созданный к столетию Ballets russes по мотивам «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлава Нижинского, впечатлил не только оригинальностью концептуального решения, но и ошеломительным мастерством Вячеслава Лопатина и Анастасии Сташкевич. Непривычный по координации и сложнейший по лексике хореографический текст был исполнен ими с обезоруживающими самоотдачей и пластической органикой. Трансформации подвижных, как ртуть, тел, акробатика в сочетании с эротикой, звериная энергетика и античная красота форм – все производило впечатление полной телесной свободы артистов, идеального соответствия их танца пряной музыке Клода Дебюсси, дополненной архаичными звуковыми эффектами британского композитора Нитина Соуни. В диалоге Фавна и Нимфы у Шеркауи отсутствовала свойственная балету Нижинского боязнь, парализующая тело и душу. Взаимодействие героев строилось на непреодолимом влечении и жажде познания друг друга.

Светлана  ДАНСБЕРГ,  «Санкт-Петербургские ведомости»

 

 

 

АКТ II

ВОСПОМИНАНИЕ О ДОРОГОМ МЕСТЕ /

SOUVENIR D’UNLIEUCHER

Балет для двух танцовщиков и двух балерин поставлен Алексеем Ратманским в 2012 году на одноименный опус П. И. Чайковского в оркестровке Александра Глазунова. Хореограф будто бы вдыхает новую жизнь в классику, необычайно изобретательно используя элементы академического стиля. Возникают точки непонимания, обещания расставаний, и в финале очевидный факт: кто-то найдет свою безусловную пару, а кому-то суждено расстаться навсегда. Без надрыва, без заламывания рук – тихо, уверенно, печально. Уникальность хореографии Алексея Ратманского в музыкальной насыщенности и следовании драматургии, предложенной композитором. Поэтому вслед за Чайковским и хореографом мы, артисты, погружаемся в мир душевных бурь, примирения, воссоединения и самоиронии. Сюжета как такого нет, но есть приглашение к его созданию в фантазиях зрителей, ведь взаимодействие двух пар на сцене – это уже целая история.

Ольга СМИРНОВА

 

 

 

АКТ III

ПОСТСКРИПТУМ

Одноактный балет хореографов Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Филипа Гласса, подаривший название всей программе. Как по хореографии, так и по эмоциональному наполнению это одно из наиболее сложных произведений знаменитых хореографов, в котором есть все характерные черты, присущие их лучшим совместным работам: потрясающая музыкальность, лаконичные декорации, фирменная меланхолия и гармоническая плавность потока движений. Философский мир в хореографии Пола Лайтфута и Соль Леон читается в каждом движении. Здесь нет привычных для классических танцовщиков комбинаций, но есть смысловой подтекст. Здесь нельзя бояться быть «некрасивой» в движениях, потому что в этой пластике ты возвышаешься над формой, находишь особую эмоциональность. Здесь я чувствую себя настоящей и что-то важное, пронзительное, трогательное происходит на сцене в дуэте с Артемием Беляковым, который здесь тоже раскрывается по-иному. Мы верим в правдивость происходящего момента.

Ольга СМИРНОВА

Светящееся трио Вячеслава Лопатина, Анастасии Денисовой и Артура Мкртчяна, исполненное под аккомпанемент скрипки, ощущалось созвучно петербургской погоде, чистой и пронизывающей «белым» холодом. Па-де-де Екатерины Крысановой и Дениса Савина заворожило естественностью и пластикой движений, эмоционально вовлекло и заставило «потеряться» в мыслях и погрузиться в воспоминания и ассоциации, навеянные персонажами. Ольга Смирнова и Артемий Беляков, меланхоличные, находящиеся вне времени и пространства, раскрывают новые грани своего таланта существовать на сцене органично и чувственно, не разыгрывая при этом драму. Вся фортепианная часть казалась фильмом-размышлением, по счастью, облаченным в хореографию с особой философией и настроением.

Юлия СУМЗИНА, интернет-журнал “La Notte”

 

 

 

 

 

 

 


О ХОРЕОГРАФАХ ПРОГРАММЫ

 

УЭЙН МАКГРЕГОР

МАКГРЕГОР + МЮГЛЕР

Английский хореограф-новатор, обладатель множества престижных наград и премий, постоянный хореограф Королевского балета Ковент-Гарден и первый, кто занял эту должность, работая в стиле танец-модерн.

МакГрегор создает постановки во всех крупнейших театрах мира: балет Парижской оперы, балет Сан-Франциско, Штутгартский балет, Нью-Йорк Сити балет, Большой театр, Австралийский балет, Мариинский театр и не боится выходить за пределы балетной сцены. Его авторству принадлежат хореографические номера в фильме «Гарри Поттер и кубок огня» и незабываемые танцы Тома Йорка в клипах Radiohead – Lotus Flower и Atoms for Peace Ingenue. В 2011 году МакГрегор был удостоен звания командора Ордена Британской империи – за вклад в танцевальное искусство.

 

 

МАНФРЕД ТЬЕРРИ МЮГЛЕР

МАКГРЕГОР + МЮГЛЕР

Французский кутюрье, фотограф, парфюмер, создатель знаменитого аромата Angel, Манфред Тьерри Мюглер – символ эпохи 80‑х, вошедший в историю как один из самых экстравагантных модельеров своего времени. Он создал свою, абсолютно новую женственность: инопланетную, дерзкую, сильную и чувственную. Всегда утверждал, что его костюмы призваны сделать женщин сильнее, подчеркнуть их личность и воинственность. Мюглер с детства занимался классическим танцем и в 14 лет был принят в кордебалет Рейнской оперы. Через несколько лет оставил карьеру танцовщика, переехал в Париж и начал работать модным стилистом. Полностью переосмыслил мир моды и подиума, превращая каждое дефиле в настоящий спектакль с музыкальным сопровождением.

 

ЛАРБИ ШЕРКАУИ

ФАВН

Танцор и хореограф Сиди Ларби Шеркауи создал собственный язык движений и свой особый стиль танца, который стал отличительной особенностью его искусства. Он сочетает в себе элементы классического балета, хип-хопа, джаза и традиционных танцев Африки. Автор более пятидесяти хореографических постановок, обладатель множества наград, среди которых премия Кайроса, 2009 – за художественное видение и вклад в развитие межкультурного диалога; и премия UnitedHumans, 2014 – за вклад в искусство, как представителю человечества, работающему в духе искренней дружбы всех со всеми, который благодаря непосредственному человеческому общению делает мир лучше.

 

АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ

ВОСПОМИНАНИЕ О ДОРОГОМ МЕСТЕ

Рыцарь Ордена датского флага, заслуженный артист Украины, обладатель многочисленных наград, российский, украинский, датский и американский балетмейстер, с 2004 по 2009 год – художественный руководитель балета Большого театра России. Каждую его постановку с нетерпением ждут как зрители, так и критики. Его спектакли неизменно становятся событием года. New York Times называет его «самым многообещающим из родившихся в России хореографов со времен Баланчина». Алексей Ратманский классический хореограф, который любит экспериментировать. Его собственный режиссерский подход – это работа не только с сюжетом, но и с характерами и мотивацией своих героев. Он один из тех, кто с равным успехом создает и большие сюжетные спектакли, и небольшие абстрактные миниатюры.

 

СОЛЬ ЛЕОН & ПОЛ ЛАЙТФУТ

POSTSCRIPT

Встреча испанской танцовщицы Соль Леон и английского танцовщика Пола Лайтфута в труппе Нидерландского театра танца, одной из самых успешных и прогрессивных танцевальных трупп мира, стала судьбоносной во всех отношениях. Они, словно созданные друг для друга, встретившись, составили «единое целое». Обладатели множества наград Леон и Лайтфут создали вместе более 60 постановок, ставших визитной карточкой Нидерландского театра танца, а их творческое содружество со временем переросло в супружескую любовь. В их дуэтах нет откровенного проявления чувств, тем более чувственности, но есть внутренняя, сдержанная экспрессия, словно тайная пружина, взведенная до предела. Тема памяти, взаимоотношения человека с прошлым или с уходящим в прошлое настоящим, логично воплощенная через игру со временем или пространством – и есть то самое важное, что отличает мышление хореографического тандема Леон – Лайтфут. И не просто переживания воспоминаний, а надрывное, конфликтное взаимодействие лирического героя с собственной памятью.

 

12+