Наследие Ballets Russes. Балеты «Шут» (Прокофьев/Мирошниченко) и «Свадебка» (Стравинский/Килиан)

28.11.2014 г.
Наследие Ballets Russes. Балеты «Шут» (Прокофьев/Мирошниченко) и «Свадебка» (Стравинский/Килиан)

28 ноября 2014 года на отреставрированной сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова Фестиваль представил творения Пермского академического театра и оперы им. П. И. Чайковского — балеты «Шут» (Прокофьев/Мирошниченко) и «Свадебка» (Стравинский/Килиан).

Сергей Прокофьев
«ШУТ»

На волне успеха «Весны священной» Сергей Дягилев в 1914 году заказал Сергею Прокофьеву балет в русском балаганном стиле и для вдохновения предложил сборник народных сказок Пермской губернии. Выбрав несколько сюжетов о Шуте, Прокофьев написал либретто и клавир. Полному завершению работы помешала Первая мировая война – премьера «Шута» состоялась лишь в 1921 году. Растерявший к тому времени всех балетмейстеров, Дягилев поручил сочинение хореографии и оформление спектакля художнику Михаилу Ларионову и танцовщику Тадеушу Славинскому. Париж и Лондон приняли спектакль, похожий на перформанс, благосклонно, но с того времени «Шут» выпал из поля зрения хореографов. После премьеры эта партитура «потерялась». Только в 1970-х годах ее впервые сыграл и записал Геннадий Рождественский, а потом опять надолго забыли. Это не тот «нежный» привлекательный Прокофьев, которого все любят слушать и играть. В этом балете Прокофьев пытается двигаться в направлении диссонанса, полиритмии. Он пытается идти в направлении шедевров Стравинского — его главного соперника. И не случайно они в тот момент вместе встречаются в Париже и каждый в своих записках пишет, что по прослушивании «Шута» и «Свадебки» заново поняли, что недооценивали друг друга.
В 2011 году Алексей Мирошниченко сочинил новую хореографию, которая исполняется в декорациях и костюмах, воссозданных по эскизам Ларионова. Пермская постановка «Шута» была выдвинута на «Золотую маску» сезона 2011-2012 в шести номинациях. Теодор Курентзис стал лауреатом премии в номинации «Балет / Работа дирижера».

Игорь Стравинский
«СВАДЕБКА»

Премьера «Свадебки» в постановке Брониславы Нижинской с большим успехом прошла в 1923 году в парижском Theatre de la Gaite-Lyrique. Эта постановка стала вторым после «Весны священной» балетом Стравинского, который требовал нового хореографического языка, ключ к которому лежал на пересечении древне-русского искусства и советского авангарда 1920-х годов.
К партитуре Игоря Стравинского обращались хореографы и в последующих поколениях. Самого громкого успеха добился Иржи Килиан, в 1982 году поставивший «Свадебку» для Nederlands Dans Theater (NDT). Хореограф нашел способ сочетать музыкальный пласт с танцевальным так, чтобы они не перекрывали друг друга, а переплетались, рождая новый образ. Килиан руководствовался подзаголовком, который был записан в партитуре: «Свадебка» — маленькая сумасшедшая свадьба». На решение Килиана передать пермякам право постановки этого балета повлияли: высокий профессионализм труппы и нетривиальная история развития балетного жанра в Перми — некогда закрытом городе СССР.