КОНЦЕРТ МУЗЫКИ БАРОККО К 250-летию Прасковьи Жемчуговой. КОНТРТЕНОР ЮРИЙ МИНЕНКО, СОПРАНО АННА ГОРБАЧЕВА-ОГИЛВИ, БАРОЧНАЯ КАПЕЛЛА QUANTUM SATIS ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СЕРГЕЯ ФИЛЬЧЕНКО

25.11.2018 г. 19:00
Академическая Капелла
КОНЦЕРТ МУЗЫКИ БАРОККО К 250-летию Прасковьи Жемчуговой. КОНТРТЕНОР ЮРИЙ МИНЕНКО, СОПРАНО АННА ГОРБАЧЕВА-ОГИЛВИ,  БАРОЧНАЯ КАПЕЛЛА QUANTUM SATIS ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СЕРГЕЯ ФИЛЬЧЕНКО

25 ноября в Академической Капелле прошёл концерт барочной музыки.

Традиционно в программу каждого фестиваля включен концерт с участием звезд классической музыки. В этом сезоне в Петербург приехали один из величайших контртеноров мира – Юрий Миненко и прима барочной сцены Анна Горбачева-Огилви. Аккомпанировал певцам ансамбль Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко, по отзывам специалистов,  этот концерт можно причислить к выдающимся событиям мирового уровня в области барочной музыки.

«В Академической Капелле накануне прошел вечер барочной музыки. Его посвятили 250-летию со дня рождения Прасковьи Жемчуговой, возлюбленной графа Шереметева и одной из самых притягательных и загадочных фигур русского барокко. Арии из ее репертуара исполнила восходящая звезда барочной музыки Анна Горбачева-Огилви. … В роли солиста выступил обладатель уникального и редкого оперного голоса Юрий Миненко. Певец входит в тройку лучших контртеноров мира»

– «Вести», РТР, Санкт-Петербург

 

Н.И. Аргунов. Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Около 1803 г. Собрание Государственного исторического музея

В первом отделении концерта прозвучали малоизвестные российской публике духовные кантаты Антонию Вивальди. Второе отделение открыли две арии для сопрано из репертуара Прасковьи Жемчуговой – Stabat Mater Джованни Баттиста Перголези (1736) и оперы Джованни Паизиелло «Мнимые философы», написанной для Екатерины II в 1779 году. Обе партитуры, созданные в разные эпохи, были равно популярны в конце XVIII века, обе исполнялись в Шереметевском крепостном театре. Виртуозные арии и дуэты из опер Георга Фридриха Генделя, Риккардо Броски, Леонардо Винчи дополняют «портрет» барочного вокального искусства, которым столь блестяще владела Прасковья Жемчугова.

Контртенор Юрий Миненко (Украина) стал первым в истории контртенором – финалистом международного конкурса оперных певцов «Певец Мира» в Кардиффе (Великобритания, 2009). Со студенческих лет Юрий Миненко ведёт активную концертную деятельность на Украине и за рубежом, выступая в России, Великобритании, Германии, Испании, Израиле и США. Работает с такими дирижерами, как Василий Петренко, Михаил Юровский, Дан Эттингер, Диего Фазолис и Алан Кёртис. В его репертуаре произведения Чести, Росси, Бонончини, Кальдара, Вивальди, Баха, Гуно, Генделя, Арайи, Гайдна, Перголези, Глюка, Моцарта, Керубини, Россини, Шуберта, Беллини, Кариссими, Карловича, Брамса, Марчелло, Страделлы, Глинки, Бортнянского и др. Прославился на весь мир исполнением партии Мегабиса в постановке оперы «Артаксеркс» (2012) Леонардо Винчи под руководством дирижера Диего Фазолиса, собравшего ансамбль из самых известных современных контртеноров – Макса Эмануэля Ценчича, Филиппа Жаруски, Франко Фаджоли, Валера Барна-Сабадуса.

«К нам приезжает выдающийся контратенор Юрий Миненко. Кто интересуется барочной музыкой, тот знает, что Юрий Миненко, помимо исключительных вокальных данных, обладает потрясающим артистизмом. Есть такая легендарная постановка оперы Леонардо Винчи «Артаксеркс», где занята «сборная» из пяти лучших контратеноров мира, Юрий Миненко в этом спектакле исполняет партию Мегабиза. В этом спектакле режиссёр Сильвиу Пуркарете и художник по костюмам Хельмут Штюрмер берут традиции папской римской оперы и традиции театра Кабуки и делают невероятное по эпичности и красоте зрелище. Просто посмотрите фрагменты этого спектакля, и вы поймете, какого большого артиста мы привозим».
— Наталья Метелица, Художественный руководитель «Дягилев. P.S.»

Фото © www.yuriymynenko.com

Сопрано Анна Горбачева-Огилви (Екатеринбург) ― выпускница оперной студии при Королевской академии музыки (Royal Academy Opera), Королевского колледжа музыки в Лондоне, а также факультета международных отношений Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Пела ведущие партии в барочном и классическом репертуаре в Венгерском национальном оперном театре, Театре ан дер Вин, Лионской и Уэльской национальной опере, Римской опере, Гранд опера Флориды, на Фестивале ранней музыки в Иннсбруке, Фестивале Генделя в Лондоне и др. Выступала с Королевским Филармоническим оркестром, а также с оркестрами Pratum Integrum, Musica Viva, Moderntimes_1800, Kammerorchester Berlin, сотрудничала с такими дирижерами, как Кристоф Руссе, Александр Рудин, Владимир Федосеев, Джейн Гловер, Джон Гиббонс, Алехо Перес, Андреа Маркиоль, Диего Массон и др. В сезоне 2018-2019 Анна дебютирует в Королевской опере Мадрида и московском Большом театре в титульной партии в опере «Альцина» Генделя.

«У нее очень красивое, свежее, прямо-таки ароматное сопрано с чистыми колоратурами, которое дополнено тонко стилизованной барочной страстью и ироничностью современной девушки».
— Екатерина Бирюкова, Openspace

«Светящийся голос Анны Горбачевой… безупречная кантилена… и абсолютная погруженность
в драму».
— Журнал «Opera Magazine»

Фото © annagorbachyova.com

Барочная капелла Quantum Satis (в переводе – «Сколько потребуется») — это, по сути, петербургский филиал главного российского барочного оркестра Pratum Integrum. Под руководством скрипача Сергея Фильченко лучшие музыканты-аутентисты Москвы и Петербурга добиваются эталонного и вместе с тем оригинального звучания, выступая с 2015 года в Эрмитажном театре, Большом зале Филармонии, Академической Капелле и др.

Сергей Фильченко, закончив Петербургскую консерваторию, присоединился к ансамблю старинной музыки Musica Petropolitana и стал заниматься барочной скрипкой под руководством Марии Леонхардт (Нидерланды). В 1993 году в составе Musica Petropolitana получил первую премию на самом престижном конкурсе старинной музыки Van Wassenaer (Амстердам). В 1999 году стал скрипачом ансамбля Playel-Trio St. Petersburg, с 2003 года – концертмейстер оркестра Pratum Integrum, исполняющего музыку XVII-XIX вв. в аутентичной манере на исторических инструментах (Москва). Концертмейстер и солист коллективов Questa Musica и Collegium musicum (Москва). В 2015 году основал барочную капеллу Quantum satis (Санкт-Петербург) и стал ее художественным руководителем. Принимал участие в концертах и записях более 25 CD с ведущими музыкантами мира, среди которых, к примеру, С. Кёйкен и T. Пиннок. С 2011 года – приглашенный профессор Гарварда.

Фото © Katerina King

 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:

ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: Viva Vivaldi

Антонио Вивальди. Концерт для струнных и basso continuo соль минор, RV 157 (5)

Антонио Вивальди. Кантата «Nisi Dominus», RV 608 (25)
Солист – Юрий Миненко

Антонио Вивальди. Кантата «In furrore iustissimae irae», RV 626 (8)
Cолистка – Анна Горбачева-Огилви

Антонио Вивальди. Кантата «Cessate, omai cessate», RV 684, первая часть (5)
Солист – Юрий Миненко

Антонио Вивальди. Gloria ре мажор. RV 589. Дуэт «Laudamus te»  (2’30)
Солисты – Юрий Миненко, Анна Горбачева-Огилви

 

ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ: Посвящение Прасковье Жемчуговой

Джованни Баттиста Перголези. Stabat Mater. Ария «Vidit suum dulcem natum»
Солистка – Анна Горбачева-Огилви

Джованни Паизиелло, обработка Николя Этьена Фрамери. Опера «Инфанта
Заморы». Ария Блондин «A l’abri de l’orage on n’en craint plus la rage»
Солистка – Анна Горбачева-Огилви

Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Ринальдо «Cara sposa» (8-10)
Солист – Юрий Миненко

Георг Фридрих Гендель. Опера «Ринальдо». Ария Ринальдо «Venti turbine» (4)
Солист – Юрий Миненко

Риккардо Броски. Опера «Гидасп». Ария Дарио «Ombra fedele anch’io» (10’)
Солист – Юрий Миненко

Леонардо Винчи. Опера «Гизмонд». Дуэт Оттона и Кунегонды
Солисты – Анна Горбачева-Огилви, Юрий Миненко

Тизер к концерту: