Международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене»

17-18 ноября 2018 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках официальной программы Международного культурного форума в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства прошла Международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», посвященная 200-летию артиста балета, балетмейстера, выдающегося театрального деятеля и педагога.
«Прелюдией к фестивалю была Международная научная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», где теоретики от Сан-Франциско до Токио удивляли друг друга на разный лад — то разбирая костюмы к редакциям балетов Петипа, то призывая вернуть на родину оцифрованные записи его балетов. Особо запомнились Анн Кристенсен Мидделбоэ, с дотошным весельем сравнившая датскую и русскую традиции, и Эмико Хирано, рассказавшая о корнях крепкой японской любви к балету»
— Лейла Гучмазова, «Российская газета».
В конференции приняли участие ведущие искусствоведы различных специализаций, историки, культурологи, архивисты, практики музейного дела, хореографии, балетной школы.
В рамках конференции состоялась презентация книги «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы» (НАВОНА, 2018). Издание мемуаров, с факсимиле и французским автографом, подготовил историк балета Сергей Конаев при участии Паскаль Мелани. Также в рамках конференции состоялась презентация двухтомного энциклопедического альбома «Петипа. Танцемания», издание Музея театрального и музыкального искусства.
Участники и темы:
СИССИ-БАБА ЮСРА Бейрут (Ливан)
Явление Петипа, или вечное сияние звезд
ГАЕВСКИЙ ВАДИМ Москва (Россия)
Петипа и балет «Лебединое озеро»
ГАЕВСКИЙ ВАДИМ & СКЛЯРЕВСКАЯ ИННА Москва (Россия)
Петипа и творчество Сергея Вихарева
САЙТО КЭЙКО Саппоро (Япония)
Современное состояние балетов Петипа и изучении его творчества в Японии на примере труппы «Токио балет имени Чайковского»
БОГЛАЧЕВА ИРИНА Санкт-Петербург (Россия)
Итальянская танцовщица Карлотта Брианца в балетах Мариуса Петипа
ГАЛКИН АНДРЕЙ Москва (Россия)
Хореографические нотации из «коллекции Сергеева» как источник реконструкции балетного спектакля
ВОСКРЕСЕНСКАЯ НАТАЛЬЯ Москва (Россия)
Гарвардская коллекция и ее значение в процессе восстановления хореографических текстов и художественного облика балетов М.И. Петипа
ГУЧМАЗОВА ЛЕЙЛА Москва (Россия)
Восток Петипа как социокультурный феномен: почему мы верим арабескам индийских танцовщиц
ПРИТЧАРД ДЖЕЙН Лондон (Великобритания)
Пристальный взгляд на «Спящую красавицу»
КОНАЕВ СЕРГЕЙ Москва (Россия)
Эволюция костюмов к « Спящей красавице» в XIX-XX веках
ФЕДОСОВА ЕЛЕНА Санкт-Пететрбург (Россия)
Театрально-декорационное искусство середины XIX века. Авторы и исполнители.
РОЗАНОВА ОЛЬГА Санкт-Петербург (Россия)
«Лебединое озеро» в интерпретации западно-европейских балетмейстеров конца ХХ —
начала ХХI вв.
ЛАЛЕТИН СЕРГЕЙ Санкт-Петербург (Россия)
«Раймонда» и С.П. Дягилев: несостоявшаяся постановка балета М.И. Петипа в «Русских сезонах» 1909 года
МЕЙЛАХ МИХАИЛ Москва (Россия)
Наследие Петипа в Русских балетах Дягилева и Русских балетах Монте-Карло
ИЛЛАРИОНОВ БОРИС Санкт-Петербург (Россия)
Код Петипа в ХХ веке: между танцсимфонией и балетом-пьесой (пути мирового балета ХХ века в контексте традиции театра Петипа)
ОРМИГОН ЛАУРА Мадрид (Испания)
След Мариуса Петипа в произведениях испанских литераторов XIX века
МЕЙСНЕР НАДИН Лондон (Великобритания)
Балеты и постановки Петипа в довоенной Британии
ВОДЗИЦКИЙ МАРИУШ Сан-Франциско (США)
Мариус Петипа: взгляд современников из Парижа
МИДДЕЛБОЭ АНН КРИСТЕНСЕН Копенгаген (Дания)
Улыбка Бурнонвиля и томление Петипа
Сравнение датской и русской балетных традиций Бурнонвиля и Петипа.
Взгляд из Копенгагена.
БУАССО РОЗИТА Париж (Франция)
Мариус Петипа и Франция
КАН МАРТИН Париж (Франция)
Петипа – Нуреев по-французски, сегодня и навсегда…
ХИРАНО ЭМИКО Токио (Япония)
Диалог искусств: восприятие западного классического балета в Японии
Фотографии © Александр Демьянчук