Балет «Баядерка. Пространство иллюзии». Компания Noism (ЯПОНИЯ)

21.11.2018 г.
Александринский театр
Балет «Баядерка. Пространство иллюзии». Компания Noism (ЯПОНИЯ)

Программа фестиваля открылась на сцене Александринского театра 21 ноября балетом  «Баядерка. Пространство иллюзии» (La Bayadère — Nation of Illusion) японской труппы Noism, основанной в 2004 году в городе Ниигата. Название труппы обращает внимание на то, что искусство порой слишком зациклено на создании нового метода (нового “-изма”). Основатель труппы и хореограф спектакля Дзё Канамори, ученик Мориса Бежара, наоборот, не стремится к изобретению нового -изма (отсюда и название “no-ism”), а изучает уже существующие методы. Качество постановки ставится здесь гораздо выше ее принципиальной жанровой оригинальности.

Хореограф определяет жанр спектакля «Баядерка», как драматический балет, делая акцент на равнозначности драматической игры балетных артистов, сценографии, декораций и костюмов. Режиссером спектакля стал Хирата Ориза. Музыка спектакля основана на оригинальной партитуре Людвига Минкуса, с добавлением музыкального материала, созданного японским композитором Ясухиро Кадамтасу.

«Я не стремился продемонстрировать распад на сцене; скорее я пытался показать момент, когда что-то разрушается во внутреннем мире человека, когда обрушиваются старые ценности. Я надеюсь, зрители посмотрят на сегодняшнее общество сквозь призму такой актуальной истории, породившей пространство иллюзии»

— из интервью с хореографом Дзё Канамори

«Баядерка. Пространство иллюзии» японской танцевальной компании Noism открывший фестиваль, вернул сюжет о любви и гибели храмовой танцовщицы из романтического контекста туда, где ему по логике вещей и нужно находиться – в жесткую архаику, в мир, где грозным божествам приносят бесконечные жертвы. Авторы спектакля – художественный руководитель и хореограф Дзё Канамори и сценарист Ориза Харита объединили в одном художественном высказывании и в едином сюжете балетный спектакль и представление традиционного японского театра но. Создатели спектакля не только «усилили» сюжет историей гибели империи, но и придали трагической судьбе героев истинное величие. Они услышали и уловили, что музыка Минкуса может стать идеальным фоном и для танца, и для декламации, сохранив, пусть и в новой хореографии, замысел Петипа и классические узнаваемые черты «Баядерки».   Костюмы спектакля, созданные креативным директором легендарной японской модной марки Issey Miyake Йосюки Мияма в этой «полифонии» играют свою особенную роль. 

«Дзе Канамори, считающий себя учеником Мориса Бежара, с бежаровской свободой и японской многомудростью смешал пафос театра но, боевые искусства, медитативные темпы танца буто и нежную любовь к классическому балету. Баядерка с короткой подиумной стрижкой ворожит невероятными руками, а Тени в воздушном тюле встают на пуанты»

— Лейла Гучмазова, «Российская газета»

Фотографии © Евгений Пронин

 

Фотографии © Марк Олич