Пост-релиз IX Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.»

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

27-го ноября вечером балета «Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век» завершился девятый международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», который в это году был посвящен 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа.

«Век нынешний и век минувший» – так можно назвать сквозное действие  балетной программы фестиваля , составители которой отдав должное историческому аспекту, все-таки сосредоточились на том, как трактуют  наследие Петипа балетмейстеры XXI столетия.

«Для постановщиков этих спектаклей важен и интересен культурно-исторический миф,  и  может даже социокультурный феномен,  который когда-то Петипа принес в мир.  То есть их интересует сюжет в комплексе с  этическими и историческими проблемами и аллюзиями, и все это каждый хореограф трактует исключительно по-своему, ни в коем случае не повторяя Петипа» – Наталья Метелица, художественный руководитель  фестиваля

21 ноября, Спектакль «Баядерка. Пространство иллюзии» японской танцевальной компании Noism открывший фестиваль, вернул  сюжет о любви и гибели храмовой танцовщицы из романтического контекста туда, где ему по логике вещей и нужно находиться – в  жесткую архаику, в мир, где грозным  божествам приносят бесконечные жертвы. Авторы спектакля  – художественный руководитель и хореограф Дзё Канамори и сценарист Ориза Харита объединили  в одном художественном высказывании  и в едином сюжете балетный спектакль и представление традиционного японского театра но. Создатели спектакля не только «усилили» сюжет историей гибели империи, но и придали трагической судьбе героев истинное величие. Они услышали и уловили, что музыка Минкуса может стать идеальным фоном и для танца и для декламации, сохранив, пусть и  в новой хореографии,  замысел Петипа  и классические узнаваемые черты «Баядерки».   Костюмы спектакля, созданные креативным директором легендарной японской модной марки Issey Miyake Йосюки Мияма в этой «полифонии» играют свою особенную роль.

«Дзе Канамори, считающий себя учеником Мориса Бежара, с бежаровской свободой и японской многомудростью смешал пафос театра но, боевые искусства, медитативные темпы танца буто и нежную любовь к классическому балету. Баядерка с короткой подиумной стрижкой ворожит невероятными руками, а Тени в воздушном тюле встают на пуанты», –  Лейла Гучмазова, «Российская газета»

22 ноября, «Девушка с фарфоровыми глазами», хореограф Татьяна Баганова, театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург.

Спектакль – второй опыт ко-продукции фестиваля со знаковыми хореографами современности (в прошлом сезоне был совместный проект с Уэйном МакГрегором ). Хореограф Татьяна Баганова и композитор Артем Ким трансформировали  балет «Коппелия» в историю о манипуляциях. Кукольная пластика,  внезапно сменяющаяся отчаянными рывками, костюмы с белыми гладкими корсетами, отдаленно напоминающими доспехи андроидов из «Звездных войн», множественные повторы  – создают картину того самого кошмара, которые есть в первоисточнике, новелле Гофмана «Песочный человек».

«Все современные люди — объекты манипуляций, оболваненные медиа, опутанные общепринятыми стандартами и правилами: эту мысль Татьяна Баганова и ее соавторы проводят настойчиво и убедительно», – Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ».

22 ноября, Epic short  – одна из частей спектакля «Неспящая красавица» Национального балета Норвегии, хореограф Мелисса Хоу

Epic short в ироничной форме  исследует  историю постановок «Спящей красавицы» от Петипа до наших дней, хореограф высмеивает  всевозможные, старые и новые штампы, в том числе и те, что появились уже в новейшие времена.

«Помимо старорежимной пантомимы, хореограф осмеяла типовые ансамбли двадцатого столетия — с их искусственной взволнованностью поочередно выполняемых прыжков, вращений и пробежек кордебалета из кулисы в кулису. В дуэте феи Сирени и феи Карабос автор прошлась по стандартным женским поединкам, а своей одурманенной, но не спящей Авророй замахнулась на самого Матса Эка с его девочкой-наркоманкой», Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»

23 ноября «Пахита», Урал Опера Балет, постановка Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров

Ироничное исследование сценических возможностей сюжета «Пахиты», от классической версии с колоритными цыганами и бравыми военными, через пантомиму в духе немого кино, к интригам за кулисами современного театра,  под не менее ироничную интерпретацию музыки Эдуара Дельдевеза и Людвина Минкуса, сделанную композитором Юрием Красавиным, заканчивающееся мощным Гран-па в ослепительно белом пустом пространстве.

“Отмечая, как и весь мир, двухсотлетие со дня рождения Мариуса Петипа, Екатеринбургский театр оперы и балета включил в афишу балет “Пахита”. Но постановочная команда не стала восстанавливать старинную версию. Вместо этого нам предъявили веселое и дерзкое обновление – через сочетание тщательного (насколько возможно) воспроизведения подлинного хореографического текста с инновационным театральным “жестом” ,  Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ

25 ноября, Концерт барочной музыки в честь 250-летия певицы Прасковьи Жемчуговой

Традиционно в программу каждого фестиваля включен концерт с участием звезд классической музыки. В этом сезоне в Петербург приехали один из величайших контртеноров мира – Юрий Миненко и прима барочной сцены Анна Горбачева-Огилви. Аккомпанировал певцам ансамбль Quantum Satis под руководством Сергея Фильченко, по отзывам специалистов,  этот концерт можно причислить к выдающимся событиям мирового уровня в области барочной музыки.

«В Академической Капелле накануне прошел вечер барочной музыки. Его посвятили 250-летию со дня рождения Прасковьи Жемчуговой, возлюбленной графа Шереметева и одной из самых притягательных и загадочных фигур русского барокко. Арии из ее репертуара исполнила восходящая звезда барочной музыки Анна Горбачева-Огилви. … В роли солиста выступил обладатель уникального и редкого оперного голоса Юрий Миненко. Певец входит в тройку лучших контртеноров мира», – программа «Вести», РТР, Санкт-Петербург

26 ноября, «Жизель»,  Dance Factory/ЮАР, хореограф Дада Масило

История любви и предательства , помещенная в контекст другой культуры, все равно остается таковой, и труппа Dance Factory рассказывает ее на пределе эмоций – в  диапазоне от щемящей трогательности, до ошеломляющей ярости. Дада Масило  поставила этнический спектакль, но внимательный взгляд увидит в этой хореографии, особенно в пронзительных дуэтах  Жизели и Альберта, отсылку к современной европейской  традиции, которую Масило, будучи участницей брюссельской хореографической лаборатории Х-group  Анны Терезы Де Кеерсмакер  прекрасно знает и понимает.

«Это одновременно и привычная, и непривычная версия всем известного сюжета. История женской любви и мужского предательства помещена не в европейские смысловые рамки с романтическо-христианским всепрощением, но в африканские реалии, в языческий и очень жестокий мир, одновременно грубо-материальный и полный мистики, где для обманщика работает идея бумеранга: как ты с мирозданием, так и мироздание с тобой. И тот факт, что вместо классики здесь микст африканского фольклора с современным танцем, взамен пуантов – топчущие землю босые пятки, а вместо умерших невест – злобные красные духи обоего пола, разительно меняет картину, превращая умильную историю о прощении в кровавую драму. Этот чувственный ритуал мести, полный дикой энергии, раскоряченных походок и гортанных возгласов, оформленный знаменитым художником Уильямом Кентриджем и в саунде сочетающий тревожный минимализм Филиппа Миллера с мотивами музыки Адана – стал одним из ярких впечатлений фестиваля», – Майя Крылова, РЕВИЗОР.РУ

27 ноября, вечер балета «Петипа. P.S. Метаморфозы. XXI век»

«Это не гала-концерт, от которого зритель ждет феерического восторга от  мастерства  и техники  исполнительства. Программа этого концерта  скорее аналитическая и построена на сопоставлении канонических хореографических текстов балетов Петипа и авторских прочтений классических сюжетов хореографами XX-XXI веков», – Наталья Метелица, художественный руководитель  фестиваля

Программное высказывание организаторов фестиваля  наглядно продемонстрировало,  как трансформировались хореографические идеи и как менялась трактовка  легендарных образов, созданных Петипа с течением времени, под влиянием различных эстетических систем и национальных культур.  Были представлены такие знаковые для современного балета  имена, как  Ролан Пети, Матс Эк, Мэтью Борн, Джон Ноймаер. Многолетний участник фестиваля Анжелен Прельжокаж показал  в этот вечер премьеру своей новой работы Ghost. На сцену вышли балетные звезды из России, США, Италии, ЮАР, Армении и Великобритании.  Завершился вечер выступлением студентов Академии Русского  балета им. А.Я. Вагановой. Эта символическая точка – и знак преемственности поколений, и одновременно взгляд, устремленный в будущее искусства танца.

«За оригинальность вечера успешно отвечали реформаторы. Традиционное па-де-де из второго акта «Жизели» все видели десятки раз (и, в сущности, какая разница — дозрел ли до роли Альберта юный Джулиан Маккей и музыкально ли прыгала прима «Ла Скала» Николетта Манни), а вот Дада Масило — крошечная бритоголовая африканка, проказливо-стремительная, беспомощно-трогательная и неотразимо сексуальная, с неповторимой техникой и фантастической пластикой, выросшей из этнографической телесности ритуальных плясок,— выдала совершенно уникальную версию любовного дуэта, выбрав в партнеры чернокожего красавца Ксола Вилли. Хотя, конечно, «Жизель» в постановке Масило и в исполнении ее труппы The Dance Factory надо было смотреть целиком — эта гремучая смесь Черной Африки и европейской готики стала хитом всего фестиваля», – Татьяна Кузнецова, «КоммерсантЪ»