Education

Игорь Стравинский: наброски портрета в письмах

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

17 июня музыкальный мир отмечает 140 лет со дня рождения одного из крупнейших композиторов XX века, Игоря Федоровича Стравинского. Он был также постоянным сотрудником Дягилева, прошел многое в антрепризе и фактически стоял у ее музыкальных истоков. В честь юбилея мы начинаем серию публикаций о композиторе.

 

Игорь Стравинский оставил обширное эпистолярное наследие. На английском часть опубликовал Роберт Крафт, постоянный собеседник и биограф (Stravinsky, Igor, and Robert Craft. Stravinsky, Selected Correspondence. London: Faber and Faber, 1982. Print.).

На русском есть аналогичное издание: трехтомная «Переписка с русскими корреспондентами» (Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами: Материалы к биогр. М. : Композитор, 1998-). Издание под редакцией Виктора Варунца включает послания к Стравинскому, от него и о нем за 1882-1939 годы.

Книги подробно и в очень личной манере прокомментированы. Работа Виктора Варунца с архивами, датами, сопоставлением доступных сведений превращает публикацию писем в создание огромного мира, реконструкцию жизни Стравинского и его круга. Мы выбрали самые интересные фрагменты из центрального, второго тома, когда композитор стал известен, но его творчество ещё было спорным.

 

Стравинский сплетничает

Стравинский был не лишен тяги к язвительности, в том числе в отзывах о коллегах. Пример его дружеского обзора для композитора Максимилиана Штейнберга.

Письмо М. О. Штейнбергу

Кларан, 21 января/2 февраля 1913

Дорогой Макс, 

большое спасибо, что вспомнил нас и поздравил — мы были в это время в Больё у сестры. Я был в Монте-Карло на «Парсифале», ничего не видел, ибо сидел в боковой ложе (Рауля Гинсбурга), к чем не жалею, ибо воспринял искусство Вагнера из непосредственных рук этого великана, а не из рук пигмеев, кишевших на сцене — они безумно мешают и тогда, когда их не видишь (сознаю, что часть вины падает и на Вагнера в данном случае). 

 

О финансовых привычках Дягилева

Свойство Дягилева уклоняться от платежей обсуждает со Стравинским Борис Юргенсон — музыкальный издатель и совладелец фирмы «Юргенсон», которая издавала работы многих русских композиторов. 

Б. П. Юргенсон — И. Ф. Стравинскому

Москва. 25 января / 7 февраля 1913 (отрывок из письма)

Перехожу теперь к вопросу, который меня весьма огорчает, в особенности благодаря тому глупому и беспомощного положению, в котором мы находимся, будучи лишены возможности лично добиваться того, что нам по праву принадлежит. Я имею в виду Дягилева и его платёж, или вернее н е п л а т ё ж за материал «Жар-птицы». И Вы неоднократно меня уверяли, что он заплатит и он неоднократно это подтверждал, но, увы, результата равно никакого! Вот и недавно, Вы известили меня, что он будет в Петербурге и Москве. Я и туда и сюда написал напоминания о платеже. В Москве ему письмо было доставлено в гостиницу, и — полное молчание. Такое некорректное поведение с его стороны меня крайне возмутило и показало, что его обещание веры придавать не следует (мне, между прочим, известно, что он здесь в Москве раздал около 20 тыс. авансов разным лицам). Но от всего этого нам не легче. Вы нас обязали напечатать партитуру и голоса балета, а теперь мы в таком положении — Дягилев не платит условленного, а другим продавать или давать на прокат мы не имеем права. Выходит, что мы затратили несколько тысяч на гравировку и печать материала балета для того, чтобы доставить Дягилеву возможность б е с п л а т н о этим воспользоваться… 

Вы писали, что в случае неуплаты Дягилевым за материал у него будет отнята монополия. Ну как приведение в исполнение этого, так и взыскание следуемого по договору за пользование материалом денег, нам недоступно, так как договор у него с Вами, а не с нами.

Ответ Стравинского:

И. Ф. Стравинский — Б. П. Юргенсону.

Кларан. 12 / 25 февраля 1913 (отрывок из письма)

Если бы Вы знали те невероятные усилия, которых стоит вести наше дело, Вы бы не осудили так сурово Дягилева. Но с другой стороны, я и Вас понимаю, и ничуть не удивляюсь Вашему негодованию.  

 

Стравинский в критике

Отзывы на три фрагмента из «Петрушки», которые были исполнены в концерте под управлением С. Кусевицкого 23 января / 5 февраля 1913 года в Лондоне. Показ обозревают В. Коломийцев, автор русскоязычных текстов к операм Рихарда Вагнера и горячий сторонник этого композитора, и Андрей Римский-Корсаков, сын композитора и учителя Стравинского, который относился к нему с нескрываемой неприязнью. 

В. Коломийцев (День, 1913, 25 января):

Если судить о партитуре г-на Стравинского по трем отрывкам, сыгранным концертно, то приходится сказать, что чисто музыкальный удельный вес её — совершенно ничтожен.

А. Н. Римский-Корсаков (Русская молва, 1913, 25 января):

Русская «сивуха», слишком явно сдобренная «французскими духами»

 

Что есть «Весна священная»?

Исполнение и издание «Весны священной» устроило скандал не только в парижском театре Елисейских полей. Новую партитуру постоянно обсуждали в России, давая личные, порой полярные, оценки. Один из примеров (притом композитор и педагог Николай Мясковский в целом заинтересовался произведением). 

Н. Я. Мясковский — Б. А. Асафьеву

Парголово. 26 мая [8 июня] 1913 (отрывок из письма)

Я ничего не понял; новое это слово или болезненное извращение слуха, не переносящее более чистых интервалов? Во всяком случае это не фокусничание, так как слишком органично; мне нигде не почудился срыв. 

Н. Я. Мясковский — В. В. Держановскому

Шмецк. 20 июня [3 июля] 1913 (отрывок из письма)

Вообще Стравинский ничего, молодец, хотя его «Весна» кажется мне иногда чрезвычайно бедной по изобретению: он как влипнет в какую-нибудь гармоническую выдумку, так уж из нее ни взад, ни вперед, иногда целый номер топчется на одном месте.